Преследование людей, нарушающих общественные нормы или общепринятые устои, традиции и законы началось уже на заре формирования человеческих сообществ. С одной стороны, это гарантировало определённую стабильность в развитии коллектива племени или города-государства, с другой – всё было совсем не так привлекательно. Практика преследования неугодных консервировала развитие всех сфер общественной жизни от социальных и религиозных до экономических и моральных.
Почему подобное явление крайне опасно в современном мире, и как непосредственно это связано с нами, жителями Беларуси?
Власть и иерархия устанавливались силой, именно поэтому греческому олигархату и египетскому фараону в своё время приходилось выделять отдельную часть армии на охрану порядка и устоев, ведь иноземный враг не так страшен, как инакомыслящий в тылу. Экономическое благосостояние правящих династий или родов обеспечивается не столько продуктами труда земледельцев, ремесленников и рабочих, сколько верой в определённую систему мироздания. А задача системы, в свою очередь, объяснить богоизбранность царя, конунга, василевса или великого князя. Причём такая трактовка в различные моменты истории приводила к тому, что в руках одного человека могли концентрироваться полномочия и сила с помощью которой подвергались уничтожению целые народы.
Само собой разумеется, что любое инакомыслие, способное поставить под сомнение гегемонию доминирующей религии, восхождение правящей династии к местным божествам или общепринятую доктрину воспитания и общественного устройства, было неприемлемо и каралось максимально жестоко и беспощадно. А для этого требовались лояльные военизированные подразделения, чья верность обеспечивалась огромным жалованием, жёстким психологическим и физическим воспитанием, фанатичной верой.
Таким образом, мы устанавливаем связь с образованием государства и началом системного подхода к контролю законов, традиций и обычаев населения страны или какого-либо региона. Это без всякого сомнения обеспечивало определённый уровень безопасности в обществе.
Преступления против собственности, жизни или здоровья человека со стороны проживающих рядом людей регулировались поддержанием правопорядка, установленного письменно или в форме обычаев. Однако, практически никто не мог регулировать подобные нарушения со стороны тех, кто стоял выше простых людей и мог распоряжаться силами «полиции» древности и средневековья. Нормами и правилами для регулирования и сдерживания для подобных случаев произвола часто оставались лишь восстания и бунты.
Вспомним хотя бы Яна Гуса и его последователей. Пример прогрессивного мыслителя, который подвергся сожжению за свои идеалы и нежелание отступиться от идей Реформации.
С развитием государственной власти ширилось и росло его влияние на общество. Со временем церковь утратила свои позиции, оставив за собой лишь возможность быть духовным ориентиром для людей. Реальным же ментором существования людей в конце 19-го начале 20-го веков становятся короли, императоры, а чуть позже правящие партии, режимы и вожди. Именно в этот момент истории человечество столкнулось с невиданными ранее преследованиями, почвой для которых стали как религиозная принадлежность, происхождение, политические взгляды и сексуальная ориентация людей. Ведь к этому моменту государства мира, в том числе и тоталитарные режимы, подошли во всеоружии, готовые подавлять и подвергать обструкции любых инакомыслящих, используя богатый исторический опыт пыток и преследований. Так, политические лидеры научились формировать общественное мнение и оправдывать массовые войны, казни и геноциды, осуществлять скрытый контроль и искусно манипулировать человеческим сознанием.
Но вторая мировая война и тоталитарные режимы поставили перед человечеством новые вызовы, ответом на которые была «Всеобщая декларация прав человека», принятая в 1948 году как рекомендательный документ для всех стран-участниц ООН. Этот документ состоит из 30-ти статей и провозглашает права, которыми обладают все люди на планете. В совокупности с принятыми позже международными документами, такими как «Международный билль о правах человека», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», а также «Международный пакт о гражданских и политических правах», декларация должна была предотвратить тот ужас дискриминации и преследований, с которым столкнулся мир до, во время и после Второй Мировой Войны. Миллионные жертвы концлагерей и войн стали примером всем людям.
Однако конец Второй Мировой Войны не означал краха всех авторитарных структур и человеконенавистнических идеологий и режимов.
«Международный пакт о гражданских и политических правах» гарантирует право на жизнь (статья 6), запрет пыток (статья 7) и право на свободу мысли, совести и религии (статья 18), а также ряд иных прав, независимо от происхождения человека или же его социального статуса.
Так, в XXI веке на территории бывшего СССР, в том числе в Беларуси, назрел политический кризис, связанный с усилением государственного аппарата и концентрацией власти в руках фактических диктаторов. Как по цепочке такая ситуация запускает деструктивные механизмы в обществе, вызывая критические состояния в гражданском, экономическом, социальном и культурном секторах. Соответственно, страдает и институт права людей, проживающих в стране, где наблюдается политический застой и нет сменяемости власти, которая удерживается с помощью силовых структур.
В перспективе подобная ситуация грозит каждому из нас, нашим детям и близким самыми страшными сценариями. И беларусы регулярно сталкиваются с тем, что извергает из себя болезненный режим. Прежде всего, это новые абсурдные законы, декреты и поправки, нарушающие, как минимум, базовые права человека. Например, право на труд (статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), которое в условиях нашей страны превратилось в обязанность перед государством ввиду «декрета о тунеядстве».
Быть подвергнутым преследованию может каждый несогласный.
Всю историю независимой Беларуси гонениям и преследованию подвергаются оппозиционные активисты, представители правозащитных организаций и гражданских инициатив. Резонансное «дело антифашистов», предыдущее и уже совсем новое уголовное преследование Дмитрия Полиенко, тюремное заключение Святослава Барановича, уголовное дело в отношении журналистов портала TUT.BY, нападение на Константина Жуковского и многие другие случаи являются тому примерами. Современные технологии лишь дают беспрецедентные возможности для расширения зоны контроля и, следовательно, возможных репрессий для государственных структур, прежде всего силовых.
В условиях Беларуси уже вошло в норму, что за репост новости с определённых ресурсов, внесённых в так называемый список «экстремистских» материалов людей арестовывают и дают огромные штрафы. Кроме этого, быть арестованным и получить большой штраф можно за то, что вы сами распространяете в своих социальных сетях, которые тщательно проверяются сотрудниками силовых структур, или за элемент одежды с надписью, которую государство может посчитать опасной для себя.
Всё это приводит к тому, что в беларуских административных тюрьмах, СИЗО и лагерях регулярно оказываются люди так или иначе неугодные режимной власти. Административное преследование активистов любых негосударственных движений стало практически обыденностью. Полностью зависимые от власти суды разбираются в таких случаях неподъёмными для людей штрафами и административными арестами на 10 суток и более.
Как итог подобной практики, поставленной на поток и имеющей многолетний опыт, в заключении находится целый ряд политзаключённых — людей, чья жизненная позиция и идеалы, отличные от требований открыто преступной власти, привели их в места заключения.
Подобную ситуацию мы видим критичной для Беларуси. Поэтому считаем крайне важным напомнить жителям страны и мировому сообществу о том, что в центре Европы продолжает существовать диктатура. Многие молодые люди теряют здоровье, свободу и иногда даже жизнь только потому, что имеют отличное от государственных структур видение развития общества.
Мы, социальные активисты и представители либертарного движения, совместно с международным центром гражданских инициатив «Наш Дом», запускаем компанию поддержки и солидарности с беларускими политзаключёнными «DISSIDENTBY».
Будем рады сотрудничеству и кооперации со всеми небезразличными людьми, организациями и инициативами.