Мнение экс-политзаключенного о причинах и подоплеке включения «наркотической» ст. 328 УК РБ в нынешний Закон «Об амнистии».

Фото: u-f.ru

Когда в проект Закона «Об амнистии» включили статью 328 с первой по третью часть, стало видно, что власти осознают несоответствие применяемого гражданам наказания. Ведь первая часть «наркотической» статьи — это незаконные действия с запрещенными веществами без цели их сбыта. Наказывают за такие «шалости» ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Вторая часть серьёзнее. Здесь говорится о тех же действиях с наркотиками, только с умыслом сбыта. За такое беларуские власти лишают свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества. Могут, правда, смиловаться, и имущество оставить владельцу.

Третья часть — это про группировки, особо опасные вещества и сбыт в особых местах.

Надо понимать, что по первой части цель сбыта отсутствует. И если эта часть внезапно появилась в законе «Об амнистии» в один и тот же год со второй и третьей частями, то это может говорить о том, что сами силовики воспринимают осуждённых по второй и третьей частям равнозначными осуждённым по первой части статьи 328. А когда на кону стоят «звёздочки», повышения и премии, то и «такса» тюремного срока повышается.

С самого начала ужесточения антинаркотического законодательства в 2014 году было ясно, что настоящие наркобароны в тюрьму не попадут. Но система устроена так, что раскрываемость дел должна быть обязательной. То есть силовики предполагают, что, например, в следующем месяце будет столько-то преступлений. Соответственно, если не находят настоящих наркобаронов, то лучше их «нарисовать». Они не исходят из факта совершения злодеяния, а выполняют заранее спланированные процедуры.

И когда министр внутренних дел соединяет в одну связку действия с наркотическими веществами с целью продажи и без неё, становится очевидно, что осуждённые по всем трём частям статьи 328, в большинстве своём, являются молодыми людьми и подростками, которых наркобароны используют как «расходный материал». Кому-то предлагают «легальный» заработок; кто-то хотел самостоятельно зарабатывать на булочки и газировку, или подарок девушке, а тут легкая курьерская подработка; бывают и такие, кого ради погон и премий подставляют, или заставляют подставлять своих сверстников.

«Нынешний закон об амнистии коснулся и несовершеннолетних из воспитательной колонии: в Бобруйске будет отпущено 45 несовершеннолетних. К тому же по статье 328-й будет затронута не только 1-я часть, но и 2-я, и 3-я, то есть идет более гуманное расширение поля этого законопроекта», – заявил новый министр МВД Юрий Караев перед заседанием Палаты представителей, на котором был принят новый Закон «Об амнистии».

Евгений Глаголев-Васькович,
«Наш Дом»