Как мы ездили рассвет встречать

Было это еще на заре цивилизации, прямо в начале, можно сказать, XXI века, когда деревья и мобильные телефоны были большими, а последние – еще и с кнопками. Шел год 2002.

Примерно так выглядел первый номер

«Наш дом» тогда был еще в планах, и даже названия этого мы еще не придумали. Организация наша только-только перестала быть «Зубром» и «Седьмой гранью», а до выхода первого выпуска газеты «Наш дом» оставалось еще 3 месяца.

Активистов же, как всегда у нас, было пруд пруди, и всем хотелось чего-нибудь интересненького. А тут как раз кто-то рассказал, что где-то в Витебской области, чуть ли не прямо в ее середине, есть древний артефакт, над которым летают НЛО.

Условно мы назвали его «Белорусский стоунхендж». На тот, «Солберецкий» он походил мало, но в нашей многострадальной стране и гор-то нет, и водопады только искусственного происхождения – так что решили довольствоваться хоть этим.

А уж, чтобы развеять или подтвердить околоастрономическое происхождение группы валунов, мы решили посетить их скопление как раз 22 сентября, чтобы пронаблюдать, как именно и над каким из них будет вставать солнце в утро осеннего равноденствия.

Первый этап, как водится, разведка боем, точнее – тремя боями. Три пацана, вооружившись мобильным телефоном, сели в машину, и выдвинулись в район озера Яново, на границу районов Полоцкого и Ушачского, где на полуострове в районе деревни Бикульничи и бы замечен самый крупный валун.

Замечен он может кем-то и был, но описания дороги в прессе найти не удалось, из-за чего пришлось исколесить все окрестности, расспрашивая жителей на предмет. Предмет жители почему-то выдавали неохотно, всячески темнили и указывали в разные стороны. Затем-таки кто-то выдал секрет, что «камяні» находятся буквально у нас под носом, за яблоневым садом. И действительно, это оказалось близко. Как сказали нам – за бульдозером. Поворот к валунам реально был за большим желтым бульдозером, надеюсь, привезенным не для очередного уничтожения очередной туристической достопримечательности страны.

Нам, в принципе, как жителям самой каменистой области Беларуси, валуны не в диковинку. Самый большой из них тоже недалеко от Витебска валяется. Но эти действительно о поразили воображение – огромные и много, лежат в форме овала, будоражат воображение. Так и представляешь себе древние жертвоприношения, да еще, небось, человеческие.

Местный пастух, который вызвался нас сопровождать, объяснил, что самый большой камень лечит от похмелья. И пообещал не пасти рядом коров до 22-го числа, пока не приедет основная группа.

Женщина в деревне так же пояснила, что самого большого камня уже нет – он был размером с половину ее немаленького дома, но военные взорвали его, чтобы не смог стать ориентиром для НАТОвских крылатых ракет. Подумалось, что с таким отношением лучше бы взорвали обком партии или исполком – те уж точно побольше будут. А жить и работать в землянках!

И самое интересное, что «мобильник», который не брал в окрестностях озера, прямо на камне вдруг поймал связь, дав возможность нам сообщить домой «место найдено – готовьтесь к выезду».

Вот примерно такой

Чтобы вместить всех желающих пришлось заказывать небольшой автобус. «Маршрутчик» любезно согласился за 5 тысяч рублей с каждого (чуть больше 2 долларов) вывезти нас утром и забрать вечером следующего дня.

Кроме автобуса еще набралось три автомобиля, и поэтому кто хотел, тот влез. Автобус уехал, а мы, пользуясь автомобильной автономностью (для этой цели лидер Ольга Карач пожертвовала нам свою черную «лянчу») поехали в магазины за шашлыком, пивом, музыкой и прочими запчастями для пикника.

Для связи мы захватили с собой внутриорганизационный «мобильник», дело по тем временам не самое дешевое, и несколько пейджеров.

И случилось так, что группа, которая камни видела, по пути потерялась. Мы, например, заехали в Улле (это по пути) залить в канистрочку солярки для розжига костра, ибо бензин в пластик наливать было нельзя. Оказалось, что на рубеже тысячелетий в отдаленных районах Витебской области про легковые дизельные автомобили никто слыхом не слыхивал, и «солярой» заливали только трактора, комбайны да грузовики, а соответственно, заправочный пистолет по толщине напоминал палку «московской» колбасы и в горловину канистры влез с трудом. А когда из него ударил напор, способный очень быстро заполнить бак комбайна, канистра переварить этот напор не смогла. Водитель автомобиля получил соляркой в глаз, и перестал нормально видеть. А заправки тех времен не то что умывальников, они и туалетов не предусматривали, ведь «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Промыть глаз можно было только в естественной водной среде или пивом. Пиво тратить показалось кощунством, а озер и рек долго не попадалось по дороге, несмотря на то, что 12% площади Ушачского района – вода. Поэтому, когда на горизонте забрезжила водная гладь, водитель побежал туда аки сайгак и почти весь ушел под воду. И долго не показывался.

Принеся свою первую своеобразную жертву, организационный автомобиль, благоухая замаринованным мясом и солярой, приехал на место, пробрался через яблоневый сад к валунам… и никого там не нашел.

Оказывается, первая «автобусная» группа высадилась из автобуса, вся целиком прошла мимо валунов, потому что те не вызвали у них никакого археологического интереса, и нашла в дальнем поле группу камней, которые колхоз сгреб с поля к деревьям. Они выглядели более упорядоченно, и группа решила, что это и есть стоунхендж, расположившись вокруг. И тут пошел дождь.

Подчеркнем: важной частью всей экспедиции была дата 22 сентября. И утро 23го. Но для того, чтобы рассмотреть, над каким валуном садится или встает солнце нужно собственно солнце.

Праздник развалился на три группы – первая грустно уже сидела под дождем где-то на поле, без еды и пива, вторая быстро поставила палатку прямо у валунов, и открыла пиво, а третья группа собиралась приехать после работы к шашлыкам и к пиву. Если что-то останется.

Как назло, «мобила» не хотела «подбирать» связь, так что мы не могли даже предположить, что делает и как себя чувствует сейчас первая группа. Дождь все усиливался, герои по одному бегали на камень позвонить, возвращаясь все более мокрыми. Голосовой связи не было, но смс с описанием места удалось отправить. Через некоторое время появились посланцы – первая группа не смогла в сумерках и в дождь применить к месности описание, и просто разослала по нескольку человек в разные стороны. Зато после «посланцев» удалось понять, чего первой группе не хватает – маяка. Развернув автомобиль в их сторону и включив весь головной свет, мы этот маяк создали.

Когда все наконец собрались, было уже очень темно и мокро. Часть девушек замерзла: их пришлось отогревать в работающей машине печкой. Костра зажечь не получилось даже с нефтепродуктами – во всей округе просто не было ни одного дерева! Но даже если бы они были, выяснилось, что топор едет в составе третьей группы, которая почему-то тоже потерялась вместе с топором и двумя своими машинами.

Зато выяснился неплохой способ быстро трезветь от выпитого пива – если во время дождя зацепить наполненный водой козырек, то несколько литров выливаются за шиворот. Протрезвление пригодилось – надо было ехать за дровами.

Второй способ трезветь обнаружили мы в поисках дров, наткнувшись в темноте на электропастух. Пастух-таки сдержал обещание, оградив поляну, но забыл предупредить, что электрически ток бьет и отгоняет не только коров.

На импровизированном совете в центре жертвенного круга забывчивого водителя решено было принести в жертву и отправить его за дровами с голыми руками. Правда, от долгой работы «маяка» сел аккумулятор, но перспектива найти дрова вдохнула силы в народ, и машина завелась с «толкача» даже на мокрой траве.

Вспомнив, что к «Дожынкам» в этом году на границе Полоцкого и Ушачского района по трассе из Минска на Полоцк любители наскального агроискусства выложили чем-то огромную надпись «Вітаем, сябры», мы осознанно решили посетить эту надпись. И не прогадали. Сама надпись состояла из стволов срубленных крупных берез, а вот «вершки» и «корешки» этих берез валялись никому не нужные прямо на месте разделки деревьев под надписью. Поставив машину на уклон (мало ли не заведется?), мы сложили сиденья и набили полный багажник и салон обрубками березы, которые несмотря на дождь были совершенно сухими внутри. Затем, помня наше историческое прошлое, попытались переделать надпись в «Вітаем, зубры», но работы было много, а кушать и огня уже очень хотелось, и мы бросили эту затею.

И хорошо, потому что как раз в этот момент под холмом с надписью мы заметили два странно петляющих автомобиля: проводник, который видел валуны днем, ночью заблудился, и каким-то чудом выехал прямо на нас.

Организация воссоединилась! 

Огонь добыт, шашлык шкворчит, пиво разлито, и под аккомпанемент группы «Хеднингарна» мы пляшем всю ночь в ожидании рассвета, чтобы увидеть как встает солнце.

Утром нас ждало разочарование: в сентябре в тех местах туман – частый гость. Солнца утром в низинах над озерами просто не бывает, а когда туман рассеивается, оно уже высоко над горизонтом. Не знаю, как боролись с этим наши предки, но думаю, не отмечали они осеннее равноденствие именно поэтому. Не будешь же сидеть неделями мокрых на камнях, чтобы увидеть, как встает солнце, когда тебе мешают то дождь, то туман?

А Луну в ту ночь мы измерить не догадались.