Декрет, благодаря которому в Беларуси появился так называемый налог на тунеядство, напомнил о существовании в советском прошлом аналогичного документа. Правда, тогда воспитывать детей, не работая, можно было вплоть до 14 лет, но работать могли заставить не 15 суток, а даже 5 лет.
В 1961 году Президиум Верховного Совета СССР принимает указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Он действует 30 лет. Указ отменят только в 1991 году, перед самым развалом страны. Тогда же официально появится термин «безработица».
Современный белорусский вариант закона «о тунеядцах» называется «О предупреждении социального иждивенчества». Это декрет руководителя государства. Фактически имеет такую же силу, как закон. Срок действия неизвестен. На практике декреты руководителя страны отменяются или корректируются только другими декретами.
За что наказывали
В СССР статьей Уголовного кодекса устанавливалась ответственность за три разные формы так называемого «паразитического существования»: бродяжничество, попрошайничество, «ведение иного паразитического образа жизни». Под понятие иного паразитического образа жизни подпадали случаи, когда человек уклонялся от общественно полезного труда и жил «на нетрудовые доходы» более четырех месяцев подряд. Интересно, что в советское время таких «паразитов» сразу не наказывали, а сначала делали «официальное предупреждение».
Декрет №3 фактически вводит наказание за неучастие в «финансировании государственных расходов». То есть законно не работать и бродяжничать можно, но за это право надо заплатить. О попрошайничестве в нашем декрете нет ни слова, но официально зарегистрировать такой вид деятельности, хотя бы под видом ИП, вряд ли получится. Поэтому опять же придется платить государству 20 базовых.
Во времена СССР за бродяжничество, попрошайничество и паразитизм можно было попасть на «общественно полезные работы» от 2 до 5 лет. Такой аналог современной «химии». Учеба в государственном учебном заведении считалась достаточным эквивалентом «общественно полезного труда». В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны проверять, как долго человек не работает и почему.
В Беларуси все проще. Право нигде официально не работать можно просто купить, пусть и не очень дешево. Если не заплатить, то максимальный срок «общественно полезных работ» пока составляет всего 15 суток. Заметный прогресс.
Как это выглядело в реальной жизни
Известный юрист Тамара Сидоренко вспоминает, что первым делом в ее многолетней практике было как раз дело «о тунеядцах» по 209 статье УК БССР. Судили женщину, что было нечастым случаем. «В СССР женщины не привлекались к ответственности по статье за тунеядство, если они занимались воспитанием детей до 14 лет, а не до 7, как сделали сейчас в Беларуси», — вспоминает Тамара Сидоренко.
Юрист говорит, что повальной охоты на тунеядцев во времена СССР не было. Эта статья использовалась, скорее, для устрашения. При желании ее можно было легко обойти: «Как правило, по этой статье привлекались мужчины, которые злоупотребляли алкоголем. Там был нюанс: надо было не работать 4 месяца подряд. Вышел на несколько дней подряд поработать — и уже не можешь быть привлечен к ответственности. Не так все просто было, нелегко было привлечь даже тех лиц, которые на самом деле были тунеядцами».
В статьях, посвященных борьбе с тунеядством в СССР, часто упоминаются советские диссиденты, рок-музыканты. Рядовые «тихие алкоголики» часто успешно скрывались от этого закона, вычислить всех было сложно, говорит Тамара Сидоренко: «Тогда не было такой фискальной системы, как сейчас. Компьютеров не было. Из бумаг же так не выловишь человека, как из базы данных. Кто работает, кто не работает, кто четыре месяца подряд не работает. В основном участковые искали. И в основном попадались те, кто был на виду у милиции».
Как будет выглядеть практическое применение декрета №3 в Беларуси — пока не всегда могут рассказать даже в Минтруда и Министерстве по налогам и сборам. Однако эксперты говорят, что избежать платы за «тунеядство» будет очень сложно. Теперь каждый владелец паспорта РБ учтен сразу в несколько государственных базах, поэтому найти нужного человека совсем не проблема.
Источник информации: Еўрарадыё