Власти Беларуси намерены блокировать не только оппозиционные сайты, но и анонимайзеры и сети вроде Tor, позволяющие получить доступ к запрещенным ресурсам.

Соответствующее постановление принято Оперативно-аналитическим центром (ОАЦ) при Президенте Беларуси и Министерством связи и информатизации от 19 февраля 2015 № 6/8, текст которого опубликован на Национально-правовом портале.

Данные нововведения прокомментировал заместитель председателя РОО «Белорусская ассоциация журналистов» Андрей Бастунец.

— Основные положения этого постановления можно было «просчитать» заранее, поскольку и в президентском декрете №6 («О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»), и в законе «О СМИ» уже содержалось большинство положений, механизм которых сейчас разработан, — считает Андрей Бастунец.

— Из постановления следует, что доступ к сайтам из «черных списков» будет закрыт — к ним будет иметь доступ только определенное количество лиц.

Во-вторых, любые государственные органы смогут внести свой вклад в формирование этих списков. Им достаточно указать Мининформации на ресурсы, которые, по их мнению, нарушают законодательство.

Третье и самое важное — этот процесс полностью вынесен в внесудебную сферу и отдан на откуп государственным органам и Мининформации. Порядок судебного обжалования таких решений не предусмотрен. И есть отдельное положение относительно того, что блокироваться могут даже анонимайзеры. Но это, опять-таки, было ожидаемо.

Юрист отмечает, что под блокировку могут попасть не только сайты, но и блог. Перечень ресурсов, на которые распространяется действие документа, очень широк.

— Появился механизм, имеющий явно репрессивный характер и который никак не соотносится с принципом свободы выражения мнения. К тому же, этот механизм дали в руки органам, не уважают эти базовые принципы. Теперь стало ясно, что никаких возможностей обжалования принятых ими решений фактически нет, кроме обращения в те самые органы.

Андрей Бастунец подчеркивает, насколько различаются сроки принятия решения об ограничении доступа к сайтам и его отмены:

— Там, где речь идет об ограничении, фигурирует трехдневный срок или даже 24-часовой (такое время отводится провайдеру на блокирование доступа к сайту). А там, где идет речь о восстановительном доступе (в соответствии с законом «О СМИ» после «исправления ошибок»), Министерство информации имеет целый месяц на рассмотрение обращения. Это очень ярко демонстрирует подход к регулированию этого вопроса.

Источник информации: baj.by, перевод на русский язык: «Белорусский партизан»