В Минске подсчитали примерное количество «настоящих» тунеядцев
Десятки тысяч белорусов аккурат в рабочее время до хрипоты спорят: кого в стране можно считать тунеядцами — представителями прослойки, против которой власти страны ополчились нынешней осенью. Между тем, специалисты в области занятости готовы обозначить «толщину» этой прослойки. Обозреватель портала www.interfax.by выслушал мнение такого эксперта.
Кто не работает пару недель, тот «не виноват»
Понятие «тунеядец» как таковое нигде в нормативных правовых актах не отражено. Это факт. Тем не менее, профессионалы в области трудоустройства знают, кого примерно можно причислить к этой категории.
— В 2013 году, по оценочным данным, 79,6 тыс. граждан не имели статуса по отношению к занятости, — говорит заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома — начальник управления занятости Татьяна Кудевич. — Иными словами, они не имели постоянного места работы, но и не были зарегистрированы как безработные. Из них 38,8 тыс. — это люди, которые активно занимаются поиском работы, но не зарегистрированы безработными.
К данной категории специалист относит граждан, которые в поисках места находятся неделю-две. Отнести же их к тем, кто не занимается поиском работы, нельзя.
— Около 26 тыс. человек — и здесь данные оценочные, полученные по результатам переписи населения и различных опросов — относят себя к домохозяйкам, — продолжает специалист. — Это женщины, воспитывающие детей, заботящиеся о своей семье. А вот 5,4 тыс. человек можно отнести к категории граждан, которые не желают работать. То есть трудиться могут, но не занимаются поиском работы. Либо у них просто нет нужды в трудоустройстве. Вот эту категорию мы и стараемся привлечь к услугам службы занятости.
Пока обходятся уговорами и силой убеждения
Пока метод кнута и пряника в отношении тунеядцев (или как их правильно называть?) применяется явно не в полной мере. Ибо пряника явно больше.
— Мы вплотную работаем с органами внутренних дел, с учреждениями образования и другими заинтересованными структурами, — говорит Татьяна Кудевич. — Проводим различные мероприятия. В частности, проходят заседания общественных пунктов охраны порядка, куда приглашаются граждане, и им предоставляется информация о вакансиях.
(Поясним для тех, кто не в курсе. Основным вопросом повестки дня всех советов районных ОПОП является рассмотрение персональных дел граждан, а также проведение индивидуальной профилактической работы с теми, кто не принимает активного участия в трудовой деятельности и склонен к совершению правонарушений.)
Специалист добавляет, что порой неплохой результат для тех, кто официально не зарегистрирован в качестве безработных, приносят различные ярмарки вакансий.
Кроме того, с 2006 года информация о свободных вакансиях попадает и на информационный ресурс Мингорисполкома. То есть у любого желающего, если он хочет работать по-настоящему, а не на словах, есть возможность худо-бедно интегрироваться в трудовую деятельность.
Хроника подготовки к борьбе с тунеядством
По словам Татьяны Кудевич, нормативно-правовой документ, касающийся борьбы с тунеядством, будет приниматься на уровне правительства. «На каком свете» находится данный процесс, общественности не сообщается. Зато известны основные моменты, сопровождающие эту работу.
20 октября на совещании по вопросам занятости и миграции в стране Президент Беларуси Александр Лукашенко поддержал предложение вернуть в обиход понятие «тунеядство».
— Хотите вернуть понятие «тунеядство» — возвращайте, — сказал он. — Это будет понятнее для народа. Не надо ничего доброго, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе и терминологию. Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать! До 1 января принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!
Контроль за исполнением поручения был возложен на Администрацию Президента.
Затем свое мнение по поводу подобной инициативы высказали официальные лица и структуры. К примеру, в МВД высказали мнение, что термин «тунеядство» может быть применен к гражданам, которые умышленно уклоняются от уплаты налогов и пошлин. А привлечь людей к труду и поправлять бюджет помогло бы введение административной ответственности.
Председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Ермакова во время онлайн-конференции отметила, что тунеядец — это «тот, кто не хочет сам себя обеспечивать».
Генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк в общении с журналистами отметил: «Тунеядцы — это те, кто не работают. Конечно, это и те, кто не платит налоги. Почему я или вы должны оплачивать учебу или медицинские услуги для человека, который, получается, никакого отношения к нашему государству не имеет? Но в плане налогов мы разбираемся. Главное — заставить работать тех, кто болтается и ничего не делает».
Позже глава государства во время общения с трудовым коллективом ООО «Протос» в Могилевской области еще раз коснулся злободневной темы. На сей раз под «амнистию» Президента попали работающие в России граждане Беларуси.
— Это не относится к тем, кто работает в России. Зарабатываете, присылаете сюда деньги — это ваш вклад. Речь идет о других — о бездельниках, которые не работают ни в Беларуси, ни в России, ни в других странах.
Что за документ, посвященный борьбе с тунеядством, появится к 1 января, после многочисленных заявлений и суждений остается только гадать. В любом случае до начала 2015 года осталось совсем немного времени.