Белорусский президент снова ставит спектакль про строгого справедливого царя и бояр-разгильдяев. На экономическом совещании 11 ноября в Минске Александр Лукашенко раздраконил правительство за стратегические просчеты. При том что стратег во власти у нас по определению один.

Остальные, независимо от должностей — лишь механические исполнители верховной воли, априори виноватые в провалах.
Чиновники — не такие уж «совки» и «консервы»

В частности, стратегическим просчетом правительства Лукашенко назвал провал модернизации в деревообработке, легкой и целлюлозно-бумажной промышленности, производстве строительных материалов.

Да, но этот процесс уже не первый год курирует лично президент: ездит по предприятиям, щедро раздает нагоняи (что выливается и в уголовные дела), пишет драконовские указы (типа введения «крепостного права» в деревообработке). Получается, вся эта титаническая активность первого лица государства имеет близкий к нулю КПД?

Классический пример белорусского верховного волюнтаризма: три года назад президент заставил правительство переписать прогноз на 2012 год, заложив рост ВВП не полтора процента, а 5,5%. Мол, оптимистичнее надо. По итогам года ВВП, однако, вырос ровно на 1,5%.

Естественно, никто ничего не саботировал (попробуй только, наручники наготове), просто невозможно было прыгнуть выше пояса (да и зачем тот ВВП ради ВВП?). И в правительстве прекрасно это понимали изначально. Так кто тогда стратегически сел в лужу?

Сейчас, правда, Лукашенко, критикуя Совмин за залежи на складах, заметил, что не заставлял «гнать объемы. Главное — продажи и доходы от этих продаж».

Формально правильно, но почему белорусский товар не продается, хотя толкачами сделали уже даже своих дипломатов по всему миру? Да потому прежде всего, что падает конкурентоспособность, а ее не поднять без реформ.

К слову, недавнее исследование BISS в рамках проекта «Рефорум» показало парадоксальные вещи. Оказывается, белорусские чиновники, вопреки клишированному имиджу совков и застабилов, в большинстве своем поддерживают необходимость реформ. И ощущают эту необходимость сильнее, чем население в целом.

Так, на вопрос, нужны ли в Беларуси реформы, ровно половина опрошенных чиновников ответили «да» и еще 36% — «скорее да». Да с таким настроем горы можно свернуть! Но не тут-то было.

Правительство, будь оно самым что ни на есть прогрессивным, не может начать преобразования без отмашки с самой верхотуры белорусской персоналистской системы. Но реформы, даже сугубо экономические, угрожают устоям этой системы. В общем, замкнутый круг…

Источник информации: «Белорусские новости»