До конца жизни «застрять» в статусе безработного или работать на успешном частном предприятии — эксперты подсказывают, как сделать так, чтобы реанимация моногородов не довела до нищеты простых белорусов.
План мер по сбалансированному развитию экономики на 2014-2015 годы предусматривает лишение неэффективно работающих предприятий государственного финансирования. В таком случае больше всех могут пострадать жители моногородов – где одно предприятие «кормит» большинство населения.
Реформы могут «убить» крупных работодателей в небольших городках
Какие структурные реформы необходимы белорусской экономике? Прежде всего, разделение функций государства как регулятора и собственника. По мнению экспертов, это поможет уравнять возможности государственных и частных предприятий.
– Смешение функций приводит к тому, что отраслевые ведомства заинтересованы в поддержке госпредприятий в ущерб частному сектору, – отметил обозреватель «Белорусской деловой газеты» Денис Лавникевич во время мини-конференции «Белорусские города: как избежать наихудшего сценария». Попытку экономических ведомств разделить функции государства эксперт приветствует.
Еще одна инновация – отказ от индивидуальной господдержки предприятий и помощь реальному сектору только на конкурсной основе в рамках приоритетных государственных программ.
Сами новые подходы правильные и, если они будут реализованы, это уже станет началом реформ, отмечают эксперты. Однако именно эти реформы могут «убить» многие градообразующие предприятия.
– Сегодня экономическая реформа для государства – это действия по увеличению эффективности без ее структурной перестройки, – отмечает Денис Лавникевич. – И если в случае с успешно работающими промышленными предприятиями это еще возможно, то крайне затруднительно, когда речь идет об убыточных госпредприятиях, которые являются еще и крупными работодателями в небольшом городке.
Почти на 40% градообразующих предприятиях зарплата ниже, чем в среднем по стране
По официальным данным, в Беларуси 41 градообразующее предприятие в 40 малых городах и поселках. В моногородах проживает 644 тысячи человек — это 6,5 % численности населения Беларуси или 12,1% от численности городского населения, без учета Минска. Экспертный анализ показал, что проблема монополизированных городских рынков труда в большей степени характерна для Витебской, Минской и Могилевской областей.
Белорусские моногорода можно разделить на два типа: «благополучные» и «неблагополучные».
– К первому типу можно отнести те населенные пункты, в которых градообразующие предприятия имеют национальное значение, – поясняет Ольга Карач, глава гражданской кампании «Наш дом». – Это Новополоцкие «Нафтан» и «Полимир», БелАЗ в Жодино, Мозырский нефтеперерабатывающий завод.
Ко второму — эксперты относят те города, в основу экономики которых составляют предприятия местного значения, имеющие конкурентов в других регионах страны. Их намного больше.
«Неблагополучные» моногорода
Гомельская область | Речица, Ельск, Наровля, Белицк, Сосновый Бор |
Могилевская область | Костюковичи, Елизово |
Минская область | городской поселок Свислочь, Столбцы, Вилея, Красная Слобода |
Брестская область | Микашевичи, Косово, Жабинка, Ружаны, Телеханы |
Витебская область | Лынтупы, Новолукомль, Оболь, Воропаево, Подсвилье |
Гродненская область | Красносельский, город Свислочь, Мосты, Березовка, Дитва |
По оценке экспертов, у предприятий в этих городах есть несколько общих свойств – неудовлетворительная динамика технико-экономических показателей, отрицательная рентабельность, запасы готовой продукции на складах (хотя производственные мощности используются всего на 20-25%), высокая доля работающих пенсионеров и большая текучесть кадров, значительное количество людей, которые вынуждены работать лишь на часть ставки.
Почти на 40% градообразующих предприятий среднемесячная заработная плата ниже, чем в среднем по стране.
Еще один важный момент – занятость жителей моногородов. В большей степени рискуют потерять работу и лишиться традиционного уклада жизни семейные люди в возрасте от 40 до 60 лет, которые работают на градообразующем, технологически отсталом предприятии.
– Если они не владеют иностранными языками, не имеют навыков обращения с компьютером и водительских прав, а также знаний и опыта в иной сфере, кроме нынешней работы, если нет возможности переехать в другой город в поисках нового рабочего места, тогда существует опасность до конца жизни «застрять» в статусе безработного, – говорит о рисках для этой социальной группы Ольга Карач. – В этом случае переобучение весьма затруднительно: из-за возраста и семейного положения, а также из-за того, что во многих городах попросту нет учебных учреждений, которые могут обеспечить профессиональную подготовку.
Директор маркетинговой и PR-компании «Агентство Деловых Связей» Валентин Лопан считает: чтобы добиться изменений, людей нужно готовить к тому, что им придется повысить свою мобильность и в 40 лет.
– Во всем мире люди и в сорок лет, и в более зрелом возрасте изучают и языки, и новые профессии, – напоминает эксперт.
Руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) Инна Ромашевская считает: важно убедить белорусские власти в том, что чем дольше откладываются реформы в моногородах, тем больше финансовых вложений понадобится впоследствии.
– Это проблема не предприятия, а города. И гораздо более широкая, чем просто проблема безработицы, – подчеркивает эксперт.
Из «неблагополучных» городов уезжает молодежь, которая более мобильна. Идет неизбежное старение населения. Здесь не развиваются такие сферы, как культура и спорт.
«Нельзя навязывать инвестору 25 условий. Нужно предложить ему 25 бонусов»
Первое, что предлагают эксперты для исправления ситуации, — приватизацию градообразующих предприятий по «новой модели».
– Для «неблагополучных» моногородов она неизбежна просто потому, что государство не сможет больше их субсидировать, поддерживать бесконечными льготными кредитами и программами модернизации, – отмечает Денис Лавникевич.
Однако под приватизацией эксперты понимают не тот вариант, который реализовывался в Беларуси до сих пор. Первый способ – инвестор платит за предприятие живыми деньгами, но эти деньги поступают не в республиканский, а в городской бюджет и остаются там. Причем расходуются строго целевым образом – на создание новых рабочих мест. И второй способ – инвестор получает предприятие вообще бесплатно, но обязуется на протяжении ближайших нескольких лет вложить определенную сумму в его развитие и техническое переоснащение.
Таким образом, по мнению специалистов, отпадает необходимость оплаты различных бюрократических процедур и снижается риск, что деньги осядут только на зарплату чиновникам.
– Главное, что нужно при этом помнить: нельзя навязывать инвестору 25 условий. Нужно предложить ему 25 «бонусов» для того, чтобы он вложил деньги именно в этот белорусский город, а не в польский, российский или украинский, – считает Ольга Карач .
Еще один перспективный сценарий преобразования моногородов, как говорят эксперты – использовать географическое положение нашей страны.
– Беларусь – транзитная страна, однако логистическая инфраструктура у нас все еще развита недостаточно, поэтому формирование на основе моногородов региональных логистических хабов может стать хорошим вариантом, – предлагает Денис Лавникевич.
По мнению же Валентина Лопана, такой способ сегодня не столь актуален из-за политической обстановки в мире.
– Пора забыть о том, что Беларусь – транзитная страна. Это страна, которая находится на разломе между Россией и Западом, – считает эксперт.
Еще одно предложение по «реанимации» моногорода – превратить его в региональный центр переработки агропродукции. Государство или частные инвесторы строят в моногороде несколько предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Это все делается в рамках начатой масштабной реформы агропромышленного сектора. А далее районным агропредприятиям ставится условие: государственные субсидии на производство агропродукции они могут получить только в том случае, если эту продукцию будут отправлять на переработку именно на предприятия, построенные в моногороде.
«К сожалению, часть предприятий невозможно спасти»
Ссылаясь на зарубежный опыт привлечения инвесторов, Денис Лавникевич рассказывает о примере Восточной Европы – Чехии, Словакии, стран Балтии. Сейчас подобные программы также реализуются в моногородах России. Суть их в том, что местные власти предлагают инвесторам промышленные площадки с готовой инфраструктурой – водопроводом, канализацией, отоплением, электричеством и даже железнодорожными путями.
Если инвестор создает там какое-либо производство, государство полностью возвращает ему затраты на исследования и разработки, а также на закупку нового оборудования, не взимая налог на землю и снижая налог на добавленную стоимость в первые три года работы.
– Это сработало в Восточной Европе и сейчас работает в России. Если ты построил предприятие и создаешь новые рабочие места, государство возвращает тебе 40% капитальных затрат, – подчеркивает Денис Лавникевич.
– Самым большим прорывом в этой сфере станет тот момент, когда в моногородах появятся первые частные предприятия нового поколения. Те, которые на своем примере докажут, что по-настоящему бесперспективных городов не бывает, – резюмирует Ольга Карач.
Единое решение проблемы невозможно, считает Инна Ромашевская. И нужно смириться с тем, что, к сожалению, часть предприятий невозможно будет спасти.
Источник информации: «Завтра твоей страны»