«Белорусский партизан» встретился с лидером «Нашего дома» Ольгой Карач на презентации экономической программы, которая прошла 7 апреля в Минске.
Ольга Карач признала, что кампания «Наш дом» пока что не имеет стратегии на президентскую кампанию 2015 года. События в Украине повлияли на Беларусь и на белорусскую политику гораздо сильнее, чем ожидали. Нужно время, чтобы осмыслить произошедшее в соседней стране.
Ольга Карач имеет политические амбиции, но не уверена, что сможет их реализовать – то ли в 2015 году, то ли в любое другое время.
— Презентация экономической программы «Нашего дома» — старт президентской кампании Ольги Карач?
— Нет. Презентация экономической программы – это давнее запланированное мероприятие, которое пришлось перенести с прошлой осени на нынешнюю весну. Точно не старт. Эксперты долгое время критиковали кампанию «Наш дом» за отсутствие экономической программы, усиленно нас упрекали в этом последние два года. Поэтому мы решили «исправиться» и представить экономическую программу.
— Можете тезисно обрисовать смысл экономической программы?
— По политическим причинам Беларусь не может пойти на широкие экономические реформы. Но мы не можем позволить себе остаться без реформ. Именно поэтому гражданская кампания «Наш дом» постаралась разработать подходящую для Беларуси программу экономических реформ.
Перед нами стояли вызовы: как провести в Беларуси экономические реформы, но не допустить шоковой терапии, которая, будем говорить прямо, пугает белорусов и используется властью, чтобы не допустить во власть альтернативные политические силы. С другой стороны – как выйти из унылой, насквозь коррумпированной, модели модернизации неэффективной экономической системы.
Никто не собирается ломать старый мир и строить новый на обломках разрушенного, для нас это очень важно.
Сегодня Беларусь цепляется за устаревший имидж сборочного цеха Советского Союза и пытается модернизировать предприятия, которые в любых других экономических условиях тихо и незаметно умерли бы тихой естественной смертью. Однако белорусское руководство вкладывает в этот процесс колоссальные средства, тем самым сильно тормозя развитие экономики.
В будущем экономическую состоятельность Беларуси можно обеспечить одним способом – продавать на мировом рынке конкурентоспособные услуги либо дорогие высокотехнологичные товары. Перед нашими глазами есть достаточно много «кейсов успеха»в странах, которые за последние 30 лет успешно перестроили экономическую модель: Сингапур, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия, Япония, очень многие страны Европы и Северной Америки.
Перед нами сегодня стоит вызов: или мы следуем успешным станам, перестроившим свою экономику, или остаемся прозябать в качестве постсоветской бесперспективной страны.
— Оппозиция опять заговорила про необходимость выдвижения единого кандидата в президенты на выборах-2015. «Наш дом», который одним из первых намекнул о вероятном выдвижении собственного кандидата в президенты, никак не реагирует на общие потуги оппозиции. Не собираетесь участвовать в избрании единого?
— Скажу так: время покажет. К сожалению, у «Нашего дома» нет стратегии на президентские выборы 2015 года. Очень сильное влияние на Беларусь оказали события в Украине и в Крыму. Майдан, последующая аннексия Крыма спутали нам все карты. Нужен тайм-аут, чтобы осмыслить все происходящее – Украина повлияла на Беларусь больше, чем хотелось бы.
Мы знаем о начале переговорного процесса по выдвижению единого кандидата только из интернета. Со мной лично никто не разговаривал о роли и месте «Нашего дома» в избирательной кампании. Безусловно, мы можем обсуждать, дискутировать звучащие в интернете предложения, но они не выплескиваются в публичную сферу.
— Перемены в семейной жизни повлияли на ваши политические амбиции? Речь идет о появлении сына, как вы понимаете.
— Нет, не повлияли. Любой человек должен развиваться гармонично. Если человек занят только в публичной сфере – это очень опасно. Потому что со временем он входит в процесс и ведет себя слишком эмоционально, начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Нельзя, чтобы политик занимался исключительно политикой. Моя семья – это часть гармоничного мира, который я стараюсь создать вокруг себя.
— Нужен ли белорусской оппозиции единый кандидат вообще?
— Единый кандидат – это механизм, инструмент, но никак не самоцель. Как и любым другим инструментом, единым кандидатом нужно уметь пользоваться. Если единый кандидат будет использован для достижения четкой конкретной цели — это прекрасно.
В новейшей истории Беларуси оппозиция дважды шла на выборы с формальным единым кандидатом: в 2001 и 2006 годах. Без анализа ошибок и работы над ошибками прежних кампаний выборы единого кандидата будут проходить очень сложно или сделает этот процесс вообще невозможным. Дважды единый кандидат оказался неэффективным инструментом, но никто не объяснил – почему.
Проблема в том, что каждая президентская кампания начинается фактически с нуля – с приобретения того же опыта. В отличие от белорусской оппозиции, которая не собирает, не анализирует, не обобщает опыт предыдущих кампаний, но, к сожалению, Лукашенко делает это, причем блестяще.
— Значит, вы еще можете принять участие в президентской кампании?
— Могу ли я принять решение идти на президентские выборы в качестве кандидата? Да. Но мое решение зависит от многих факторов, которые до сих пор неясны. У меня есть политические амбиции, но я не уверена, что смогу их реализовать – будь то в 2015 году или когда-нибудь еще. Человек, который приходит в белорусскую политику — как сапер, который ошибается только раз в жизни. Если политик пошел на выборы – он либо побеждает, либо сходит с политической арены. Белорусский опыт свидетельствует, что после президентской кампании его участников ждет политическая смерть.
Иван Греков, «Белорусский партизан»