Кадровая проблема в Беларуси перешла в разряд тех, от которых напрямую зависит выживаемость политического режима.

Январское совещание о состоянии и перспективах развития организаций концерна «Беллесбумпром» завершилось поручением Александра Лукашенко подготовить декрет, предусматривающий уголовную ответственность государственных чиновников (от премьер-министра, губернаторов до руководителей предприятий) за нарушение сроков модернизации.

3 февраля, принимая с докладом генерального прокурора Александра Конюка, глава государства вновь обратился к теме стимулирования «разболтавшихся» руководителей внеэкономическими методами: «Посмотрите с точки зрения прокуратуры, вы там быстрее определитесь, в каком направлении действовать, и надо помочь здесь реальному сектору навести порядок, чтобы люди чувствовали, что за это надо отвечать. Если они не понимают разговоров и уговоров, тогда будем применять и другие подходы».

Генерального прокурора подобное предложение не удивило. Более того, он привел собственное обоснование необходимости использовать «другие подходы» для наведения порядка: «К сожалению, менталитет наших граждан, субъектов хозяйствования не соответствует времени».

Зарплаты повысили, а толку?

Проблема сочетания общего (государственного) интереса с интересами частными и групповыми актуальна для любого современного государства. «…Единоличный правитель, — утверждает российский культуролог Игорь Яковенко, — даже наделенный божественным статусом, мог успешно управлять лишь при наличии компетентной правящей элиты. Ему нужны были не просто военачальники, а такие, которые были бы лучше или во всяком случае не хуже, чем в других странах. То же самое относится к гражданским чиновникам — внутренняя и внешняя жизнеспособность государства всегда и везде зависит от их способностей, квалификации, умения управлять».

Но мобилизация личностных ресурсов государственных чиновников невозможна без апелляции к их частным интересам. Чиновникам свойственно стремление к приватизации своих должностей для извлечения административной ренты. Проблемой эффективности государственного аппарата в целом они не озабочены. С этой особенностью человеческой природы правители вынуждены были считаться во все времена.

При отсутствии общественного контроля над властью (белорусский случай) первому лицу государства приходится искать разумное сочетание кнута и пряника для повышения эффективности управленческой «вертикали».

В этом смысле первая половина 2013 года (Года бережливости) прошла в стране под знаком пряника. Как тут не вспомнить июльский скачок заработной платы работников госуправления на 43,1%. На общенациональном фоне роста в 5,6% этот скачок было трудно не заметить.

В Год бережливости Александр Лукашенко планировал получить «хорошую по стране прибыль» в первую очередь за счет ликвидации расхлябанного отношения «к нашим ресурсам».

Политика раздачи пряников, однако, себя не оправдала. И несмотря на то, что в структуре расходов консолидированного бюджета доля расходов на государственную деятельность возросла с 21,5% (январь-ноябрь 2012 года) до 23,5% (январь-ноябрь 2013 года), чистая прибыль нефинансовых организаций сократилась на 38,4%.

Из Кембриджа в Мингорисполком по распределению

«Кадры решают все!» — этот сталинский афоризм особенно актуален для стран догоняющей модернизации. Субъектом такого типа модернизации является не общество, а государство. Поэтому в отличие от естественной модернизации догоняющая делается сверху, а не снизу.

Для стран догоняющей модернизации проблема усугубляется еще и тем, что они вынуждены заимствовать западные достижения, не имея за плечами исторической эволюции, продуктом которой эти достижения являются. Это требует изменения самого качества личностных ресурсов элиты. Местная система образования его обеспечить не в состоянии, а западная плохо сочетается с авторитарной природой стран догоняющей модернизации.

Эту проблему и озвучил помощник Александра Лукашенко по экономическим вопросам Кирилл Рудый 16 февраля в телеэфире: «Во многих странах это (зарубежные стажировки специалистов. — С.Н.) оплачивает государство. Это было и в Китае, и в Казахстане. Представьте, если из ведущего топ-университета мира, например из Кембриджа, вернется наш выпускник, и его сделают, предположим, начальником отдела в Мингорисполкоме. Мне кажется, он там такой дисбаланс внесет… И тем не менее заставит как-то иначе смотреть и на себя, и на мир».

Согласитесь, богатой фантазией требуется обладать, чтобы представить себе белоруса, пожелавшего возглавить отдел в Мингорисполкоме после окончания Кембриджа. Китайца представить проще. Тут Рудый прав.

Согласно The Open Doors Report, в 2011/2012 учебном году в вузах США училось порядка 761 320 граждан других государств, 25,4% из которых составляли китайцы. Наибольшей популярностью у иностранных студентов пользуются специальности, связанные с бизнесом — их получают 21,8% студентов.

Кадры завалят все

Но проект массового привлечения выпускников топ-университетов для улучшения качества белорусской управленческой элиты, насколько я понимаю, находится еще в стадии разработки. Поэтому всю черновую работу вынуждены брать на себя старые проверенные кадры.

Предлагаю рассмотреть их способность выполнять поручения главы государства на примере строительного комплекса.

14 июня прошлого года Александр Лукашенко констатировал «в строительстве полный обвал, начиная от неудовлетворенности граждан сроками, качеством и стоимостью строительства и заканчивая той коррупцией, в которой погрязла вся отрасль». Для устранения перечисленных недостатков в оперативном режиме была создана межведомственная рабочая группа по проблемам строительной отрасли при Администрации президента. Срок ей при этом был поставлен жесткий — сентябрь.

Подвести итоги в сентябре не получилось. Масштаб проблемы в столь узкие временные рамки уложиться не позволил. Зато в декабре во Дворце Независимости с размахом прошел своего рода аналог пленума Центрального комитета Компартии. Участвовало более 250 человек, в том числе высшие должностные лица страны, члены правительства, руководители местной «вертикали».

Приведу ключевую цитату из доклада Александра Лукашенко: «По сути, большинство проблем создали сами себе управленцы, проектировщики, строители и мы с вами. Чтобы преодолеть накопившийся ворох негатива, пришлось создавать межведомственную группу с широкими полномочиями. Подчеркиваю — межведомственную, потому что самым негативным образом на процессах, происходящих в строительстве, сказывались несогласованность действий, недисциплинированность, взаимные претензии различных структур и узкокорпоративные интересы». 

Каких же практических результатов добилась межведомственная группа, наделенная широчайшими полномочиями? Ответ на этот вопрос можно найти в Аналитическом обозрении «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь за 2013 год», размещенном на сайте Национального банка.

Целенаправленные усилия по удешевлению строительства привели к обратному результату. Средняя стоимость строительства 1 кв. метра многоквартирных жилых домов в городах увеличилась в 2013 году на 56,4% (при общем росте потребительских цен на 18,3%). Соответственно, показатель доступности жилья, измеряемый как площадь построенного жилого помещения, приходящаяся на одну среднемесячную заработную плату, уменьшился за год с 0,97 до 0,87 кв. метра.

Аналогичный результат был достигнут и при попытке сократить количество объектов с превышением норм продолжительности строительства. Если на 1 января 2013 года таких объектов было 5591 (49,1% от общего числа строящихся объектов), то на 1 января 2014 года — 5880 (53,3%).

***

Вторая часть декабрьского «пленума» была посвящена совершенствованию работы с руководящими кадрами. Кадровая проблема, таким образом, в Беларуси перешла в разряд тех, от которых напрямую зависит выживаемость политического режима.

По собственному признанию Александра Лукашенко, он «устал метаться из стороны в сторону, от Венесуэлы до России и выполнять чьи-то функции», контролируя при этом «наведение элементарного порядка».

«Эффективный менеджер» Сталин нашел разумный с точки зрения его системы баланс между кнутом и пряником для номенклатуры на этапе перехода от аграрного общества к обществу индустриальному. Его преемники свели роль кнута к минимуму.

В результате не контролируемая ничем и никем государственная бюрократия, освободившаяся от страха перед террором, начала работать на себя. Горбачевскую перестройку в этом смысле следует рассматривать в качестве финального этапа передачи государства в собственность бюрократии.

И потому властная «вертикаль», восстановлением которой так гордится Александр Лукашенко, есть не что иное, как «вертикаль» частных интересов. Обращением к опыту «эффективного менеджера» заставить «вертикаль» работать на общий интерес невозможно. Невозможно уже в силу отсутствия в Беларуси механизма определения общего интереса

Сергей Николюк, Белорусские новости