Сегодня в Толочине подведены итоги первого этапа кампании в защиту теплого места чиновников. Она стартовала в начале месяца, когда В. Расенюк, директор Толочинского филиала ОУП “Витебскоблтоп” со страниц районной газеты «Наша Толочинщина» сообщил, что «оно находится под постоянной угрозой быть закрытым».

Причина проста, как задачка для первокурсника экономического факультета — услуги по обеспечению населения топливом, дровами и торфяными брикетами оказываются невостребованными.

В обоснование этого тезиса чиновник привел факты:

— за год по реализации торфяных брикетов обороты предприятия упали почти наполовину.

— в случае ликвидации фирмы потребителям ее услуг все вопросы придется решать через Оршу.

Пользуясь случаем, директор предприятия, как это и положено руководителю, высказал озабоченность судьбой трудового коллектива, где трудится 11 человек.

Для справки: В прошлому году было реализовано 5,3 тысячи тонн торфяных брикетов. В текущем планку снизили до 4,4 тысячи тонн. Негде складировать большие объемы топлива, которые поступают в вагонах. Их необходимо принимать, выгружать, перемещать объемы на производственную территорию…

Ныне населению тонна брикета обходится по так называемой льготной цене — 180 тысяч рублей. Отпускная (оптовая) цена брикета колеблется в пределах 520 тысяч рублей за тонну. Плюс оплата доставки железнодорожным транспортом…

По фиксированной цене населению отпускаются 3,5 тонны торфобрикетов на одно домовладение в год. Вместо брикетов можно взять дрова в количестве 4,9 кубических метра. Все издержки по отмеченным выше затратам берет на себя государство.

Для этого в районном бюджете предусмотрены дотации. Мои попытки найти их сумму в тексте решения Толочинского районного Совета депутатов № 184 от 24 декабря 2013 года не увенчались успехом. В открытом доступе на Национальном правовом интернет – портале Республики Беларусь решения «О районном бюджете на 2014 год» отсутствует. Пришлось обращаться в финансовый отдел райисполкома, где мне, подтвердив сокрытие от общества документа по вине интернет – портала, назвали сумму дотации – 2.3 млрд. рублей.

«Нам всем необходимо сохранить данное предприятие, у которого есть свои объемы работы и которое решает свои задачи», — завершил директор свое обращение.

А, может, есть другой вариант оптимизации коллектива к реалиям рыночной экономики?

Воспользовавшись проводимой с жителями района “прямой линией” по вопросам обеспечения населения топливом, я дозвонился до автора обращения.

В итоге нашего разговора выяснилось, что сам директор, имея на предприятии штатный компьютер, им в надлежащей мере не овладел. Вести с таким чиновником разговор о компьютеризации вверенного ему предприятия бессмысленно. Он просто не понимает, что заказ на доставку топлива может быть элементарно принят и обработан, как это было раньше, в сельсовете. Рассчитать сумму оплаты заказа может экономист вышестоящей организации.

Банк наличные принимает и сегодня. Провести документы по бухгалтерскому учету ныне не проблема с помощью давно внедренных программ… Увы. Перспектива сокращения двух управленцев (бухгалтера и экономиста) директора не устроила. Он прекрасно понимает, что в этой связи его положение сведется к статусу мастера производственного участка.

В заключение несколько слов о «поддержке» населением идеи сохранения в Толочинском районе своего предприятия по снабжению топливом жителей. Таких звонков не поступило. Мой звонок не зачет – я выступил с обоснованием сокращения штатов.

Да и откуда может появиться поддержка населения, если директор снабженческой организации не имеет компьютерного учета своих клиентов. И его не волнует их судьба…

Вот пример. В деревне Дроздино близ райцентра год назад проживало полдесятка старушек. Все жители – преклонного возраста. В один прекрасный день, пользуясь тем, что собственники частных домов уехали к детям на побывку, их дома были снесены… бульдозером. По крайней мере одна потерпевшая — Чететкина Нина Андреевна (возраст 84 года)  — обратилась с заявлением о произволе властей в Толочинский РОВД. И получила ответ: «факты подтвердились, но установить виновных не представляется возможным».

Николай ПЕТРУШЕНКО

[email protected]