Белорусские власти в лице Минфина, равно как и российский банк ВТБ по-прежнему стойко хранят молчание и не выдают тайну о том, на каких условиях и на какую сумму российский банк предоставил Беларуси кредит в конце 2013 года на обслуживание внешнего госдолг и пополнение ЗВР. Между тем, дни бегут, появляются новые данные и новые версии, пишет АФН.

Очередная порция статотчетности, опубликованная вчера Нацбанком РБ на всеобщее обозрение, позволяет уточнить как роль ВТБ в спасении Беларуси от возможно очередного валютного кризиса, так и разнообразие возможных валютных потоков в Беларусь накануне новогодней ночи.

Согласно озвученной в минувший понедельник версии и расчетам сальдо валютной кассы Беларуси, в декабре белорусские власти столкнулись с необходимостью срочно найти минимум примерно 1 миллиард долларов для удовлетворения спроса на валюту со стороны населения и бизнеса, на обслуживание внешнего долга и сохранение такого уровня ЗВР, который бы позволял Беларуси выполнить контрольный показатель в рамках стабилизационного кредита АКФ ЕврАзЭС.

Предположительно, этот миллиард (а может сразу два) предоставил банк ВТБ и его участие на сумму не менее 450 млн. долларов в латании валютной дыры Беларуси подтверждается указом о секвестре бюджета на 2013 год и заявлением главы Нацбанка РБ Надежды Ермаковой от 4 января.

Следует сразу отметить, что новая порция данных НБ РБ никоим образом не снижает величину валютного минуса – миллиард в минус по итогам декабря 2013 года как был, так и остался. Новый вариант развития событий предполагает двух реципиентов валюты от российского «спонсора».

ВТБ предоставил Минфину бридж кредит на сумму 450-500 млн. долларов на обслуживание внешнего госдолга, часть которого белорусское министерство пустило на погашение кредита МВФ, а часть — на пополнение ЗВР.

В свою очередь, Нацбанк РБ мог взять у ВТБ кредит на сумму 500 млн. долларов для покрытия чистого спроса на валюту со стороны населения и предприятий в декабре. Факт привлечения в декабре кредита от нерезидентов на сумму 500 млн. долларов подтверждается опубликованными на сайте регулятора данными. Остается лишь вопрос, выступил кредитором ВТБ или некий другой российский банк.

Но поскольку очереди из российских банков, желающих прокредитовать Беларусь, во второй половине декабря не наблюдалось, то список спасителей валютного достоинства синеокой умещается на пальцах одной руки.

Впрочем, кто дал денег – сегодня уже не имеет никакого значения. Скорее волнует вопрос, с чего бы вдруг данные о внешнем долге и операциях Нацбанка стали военной тайной.

Не в меньшей степени представляет понятный интерес и реальный объем валютного дефицита, с которым Беларусь столкнулась в декабре: 1 млрд. – этот минимум. Согласно свежим данным НБ РБ, в январе регулятору предстоит вернуть банкам более 200 млн. долларов, взятых ранее через операции СВОП.

Но есть и еще один момент. Казалось бы, ничего нового не случилось, Беларусь не первый год и даже десятилетие сидит на кредитной игле. Однако проблема привлеченного миллиарда заключается в том, то он является очень краткосрочным инструментом и очень скоро, к началу лета, его придется чем-то возвращать или опять рефинансировать.

Хартия 97