По приглашению Кохановского сельисполкома мне довелось присутствовать на его заседании, где принималось решение об образования сельской территориальной избирательной комиссии.
Сам по себе этот факт радует. Но дальше началось нечто весьма интересное. В самом начале заседания этого государственного органа членам исполкома было предложено «рассмотреть вопрос о выдвижении представителя Белорусской партии левых «Справедливый мир» в присутствии товарища Петрушенко, чтобы, освободив его, продолжить дальше». Я выразил протест и напомнил председательствующему на заседании Николаю Барышеву и членам исполкома требование статьи 13 Избирательного кодекса. Она определяет, что подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно.
На мое требование огласить статью Избирательного кодекса, на основании которой сельисполком дозирует открытость и гласность, крыть чиновникам было нечем, но они настаивали на своем праве решать подобные вопросы по своему усмотрению. Я пригрозил покинуть зал только после вызова милиции, рассчитывая, таким образом, получить в свое распоряжение дополнительных свидетелей произвола органа власти.
В конце концов, члены исполкома оказались сговорчивыми и единогласно проголосовали за предоставление мне возможности лицезреть их механизм образования избирательной комиссии. Скажу сразу: претензий нет, да их и не могло быть.
На заседании оглашался протокол выдвижения или список с подписями избирателей, после чего члены исполкома каждый в отдельности и все совместно, рассматривали его и голосовали по каждой кандидатуре отдельно. Спрашивается: чего могли бояться чиновники исполкома во главе с дважды депутатом Николаем Барышевым?
Тем не менее, факт остается фактом – несмотря на окрик сверху самого Лукашенко «провести эти выборы самым демократичным образом» гласность получилась какая – то усеченная и фрагментарная.
Николай ПЕТРУШЕНКО