Закон, по которому автомобиль могут конфисковать, вступает в силу 24 октября, но фактически он начал действовать десятью месяцами ранее — с 1 января.

По данным ГАИ, за первую половину 2013 года было задержано более 20 тысяч нетрезвых водителей. После 24 октября все они автоматически становятся потенциальными претендентами на конфискацию автомобиля — если осмелятся сесть за руль «подшофе» второй раз. После которого, согласно принятому парламентариями закону, и наступает эта конфискация.

А все потому, что отсчитывать эти разы гаишники начнут не со дня вступления закона в силу, а с начала года календарного — с 1 января 2013 года. Правильно ли это, интересуется Еврорадио у депутата парламента Валентины Леоненко, которая принимала этот закон.

Валентина Леоненко: «Обычно закон не имеет обратной силы — после того, как закон вступил в силу, и начинается отсчет».

Но когда депутат узнает, что сотрудники ГАИ решили вести отсчет за почти 10 месяцев до дня вступления закона в силу, неожиданно соглашается с таким решением.

Валентина Леоненко: «Это ведь правоприменительная практика! Они уже, чтобы этот закон был удобен для применения.. Поэтому они уже решают. Это — то ведомство, которое принимает решение. Таким образом, в данном случае все логично».

Так, может, депутаты специально в законе написали, что конфисковывать автомобиль будут у человека, который нетрезвым сел за руль «в течение года» — не уточняя, календарный это год или год, который начинается с момента вступления закона в силу?

Валентина Леоненко: «Мы принимаем закон как общее правило, а уже конкретно ведомство делает так, как у них заведено, как у них традиционный подсчет идет. Если у них идет отсчет с 1 января по 31 декабря, значит, они так и берут для себя. Это ведь для удобства работы! Иначе будет путаница страшная по каждому человеку — не разберемся потом!»

И больше не возвращается к теме «закон не имеет обратной силы». Зато именно на это прежде всего обращает внимание юрист, создатель сайта «Стоп-ГАИ» Александр Стариченко.

Александр Стариченко: «Закон имеет обратную силу только тогда, когда он улучшает положение физического лица — правонарушителя, преступника, кого угодно. А в данном случае мы видим вольную трактовку законодательства должностными лицами МВД и республиканской ГАИ в частности».

И это отнюдь не единственная претензия к упомянутому закону. По словам собеседника Еврорадио, неточности заложены в него изначально — конфисковывать предлагается частную собственность. Неприкосновенность которой гражданам гарантирована Конституцией. Некоторое время назад эту нестыковку депутат парламента Александр Зозуляпрокомментировал следующим образом:

Александр Зозуля: «Для себя я принял, что можно склоняться к этому подходу (нарушать право собственности и конфисковывать автомобиль. — прим. Еврорадио), потому что здесь на самом деле автомобиль является орудием преступления».

Несмотря на то, что это противоречие и не давало ему спать по ночам.

Что же делать с необратимостью закона? Александр Стариченко советует автомобилистам считать правонарушения не с 1 января, а с 24 октября — дня, когда закон вступает в силу. И если что — судиться.

Александр Стариченко: «Рыпаться в любом случае необходимо и создавать прецеденты. Вы ведь понимаете, что из тебя сделают преступника, и если не рыпаться совсем, то это вообще лишь бы что получится».

Но если не обращать внимания на разные юридически-правовые нестыковки, то очевидным остается другое: за 6 месяцев этого года из-за нетрезвых водителей погибли 35 человек и 234 получили травмы. Причем каждый десятый из 20 тысяч нетрезвых, которых остановили сотрудники ГАИ за этот год, сели в таком состоянии за руль второй раз в течение года.

Напомним, 24 октября вступает в силу закон «Об управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии». Согласно ему, у нетрезвого водителя, который попался сотрудникам ГАИ второй раз в течение года, будет конфискован автомобиль. Независимо от того, кому на самом деле принадлежит машина. Предусмотрено в законе и наказание лишением свободы.

Увеличивается и сумма штрафа за первую поездку нетрезвым — заплатить придется от 50 до 100 базовых величин, или от 6,5 до 13 миллионов рублей.

Змитер Лукашук, Еврорадио