Традиционная кампания осенних субботников началась в Беларуси. По итогам первых выходных октября Минское городское жилищное хозяйство отрапортовало: в субботнике приняли участи почти 22 тысячи человек, 17,4 тысячи из которых – минчане-добровольцы.
Как сообщается, минчане были задействованы в работах по уборке газонов от листвы и мусора, погрузке в трактора крупногабаритных бытовых отходов, очистке подвалов, покраске и нанесении надписей на контейнерах.
Корреспондент сайта «Товарищ.online» подсчитала: на благоустройство своих дворов вышло меньше 1% от общего количества минчан. Выходит, в очередь за граблями и кисточками белорусы выстраиваться не спешат. А ведь кроме неубранных листьев в наших дворах найдется еще с десяток проблем, для устранения которых нужна инициатива.
Говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Так почему мы не выходим высаживать деревья и красить детские площадки в своем дворе?
Координатор гражданской инициативы «Европерспектива» Денис Кобрусев в интервью«Товарищ.online» предположил, что большинство белорусов считают своим вкладом в благоустройство города оплату коммунальных услуг: «Люди думают, что они платят по жировке за покос травы, высадку деревьев, и это должны делать государственные службы, в том числе ЖЭСы и «Зеленстрой». А чувство ответственности за свою территорию, возможно, не у всех минчан есть».
Кобрусев сообщил, что активисты инициативы договариваются с замначальника ЖЭСа в микрорайоне Уручье-2, чтобы высадить деревья вместе с местными жителями.
– Если никаких ограничений не будет, то «Европерспектива» будет призывать более широкий круг местных жителей, а ЖЭС обеспечит, например, инвентарь для посадки. Это будет общественно полезное дело. И те группы, с которыми мы работаем, не против участвовать в подобной деятельности, – добавил активист.
По его словам, чтобы увлечь граждан вопросами благоустройства, госорганы должны изменить риторику общения с людьми. Власти вспоминают о минчанах, когда нужно провести субботники осенью и весной, а также убрать снег зимой. Но когда горожане обращаются к властям, то их ждет бюрократия и отписки.
– Поэтому формируется такое неприязненное отношение к местной власти. И на призывы, хоть и на благое дело, люди отвечают негативным отношением. Надо менять подход. Кроме того, нужно не душить инициативу активных групп, а поощрять. Ведь есть люди, которые хотят что-то делать не только в рамках субботника.
Гомельский активист гражданской кампании «Наш Дом» Андрей Аксенов считает, что есть две причины того, что белорусы не заботятся о своих дворах и подъездах: отсутствие знаний и опыта, а также безразличие.
– Жилищный фонд состоит из двух категорий. Первая – это коммунальная собственность. Люди получили квартиры еще в советское время или купили, и они кроме своих стен вообще ничего не видят. Часто они просто не знают, как что-то изменить. На сегодня такой механизм есть: два раза в год проходят осмотры домов. В состав комиссии можно войти в качестве представителя дома или подъезда, найти неполадки, недоделки и внести в акт, а затем в течение года требовать его исполнения. У нас такой опыт был, но ведь этим всем надо заниматься. Вторая категория домов – это совместное домовладение, то есть так называемые товарищества собственников, жилищные кооперативы. Там есть избранный руководитель, бухгалтер, отдельные лицевые счета. Но ведь в принятии решений нужно участвовать. Любой забор, любая площадка – надо собираться и обсуждать. Люди скорее готовы сдавать абстрактные 300 тысяч каждый месяц, даже не зная, на что они идут, чем проявлять инициативу и принимать участие в решении какого-то вопроса.
Белорусы, как говорит Аксенов, пассивны: они «привыкли, что решение кто-то примет за них», и за это не нужно будет нести ответственность.
– Одно дело на кухне поплакаться, а другое – идти до городского ЖКХ, администрации района, министерства и так далее. Наши люди по психологии спринтеры, они бегут на короткие дистанции, – замечает гражданский активист.
Аксенов привел пример с созданием при ЖЭСах комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС).
– Это замечательная штука. Но никто не пришел в домоуправление и не спросил, как это они создали КТОСы, что об этом не знали люди, и кто туда вошел.
Денис Кобрусев также отмечает, что комитеты созданы по указке сверху: «Власть приняла решение об их создании и назначила туда своих уполномоченных. А жители из этого процесса просто вычеркнуты».
В этой ситуации, говорит координатор «Европерспективы», инициативу на себя могут взять неправительственные организации, которые должны мотивировать общественно полезную деятельность и демонстрировать, что «это не совок, где все должно быть для галочки, потому что надо».
– Нужно каким-то образом, через агитацию и просветительство объяснить, что посадить дерево на своей территории, убрать – это обязанность любого гражданина, что это в интересах самих же граждан, чтобы им же было комфортно, – считает Кобрусев. – Просто распоряжениями председателя Мингорисполкома Ладутько этого нельзя достичь. Если рабочих предприятий еще можно заставить, то с жителями нужны другие формы работы.
Активист рассказал, как «Европерспектива» провела субботник в Севастопольском парке и даже отправила фотографии «Зеленстрою», который «после нас там организовал БРСМ-овцев».
– Люди создают красивые благоустроенные дворы, покупают на свои деньги детские площадки. Таких примеров достаточно. И не думаю, что есть проблема договориться с ЖЭСом. На сегодня очень большой объем работ, и они будут даже заинтересованы, чтобы жители принимали участие в благоустройстве, – заверил нас Денис Кобрусев.
Надежда Кравчук, «Товарищ.online»