Пожилые люди в Беларуси с выходом на пенсию все чаще продолжают трудиться. Потому что, несмотря на статистический рост их доходов, жить только на пенсионные выплаты становится все сложнее.

Статистический комитет Беларуси обнародовал данные о том, что доходы на душу населения выросли и на данный момент составляют 361 доллар. При этом размер пенсионных выплат, пособий и стипендии увеличился с 21 до 22,9%. Насколько пенсионерам стало жить комфортнее? С таким вопросом Служба информации «ЕвроБеларуси» обратилась к председателю правления инициативы по созданию объединения беларусских пенсионеров «Наше поколение» Татьяне Зелко.

«С каждым повышением пенсий наши пенсионеры в реальности становятся все беднее и беднее. Ведь они могут купить за свои деньги все меньше», — рассказывает Татьяна Зелко. По ее словам, средний показатель достатка на душу население весьма условно отражает уровень жизни людей. Если сравнивать доходы пенсионерки, уборщицы и директора, они будут разными, а среднестатистический показатель не охарактеризует жизнь ни того ни другого.

Много ли можно встретить в нашей стране пенсионеров, которые выезжают на отдых за рубеж? Наверное, каждый согласится, что это редкое явление. Достаток пенсионеров настолько ограничен, что многим хватает лишь на пропитание, не говоря уже об отдыхе или качественном лечении.
Основная часть людей, которые находятся на пенсии, живет благодаря тому, что можно вырастить на своем огороде, так как для многих из них купить овощи и фрукты на рынке просто не по карману. За последние 1,5-2 года рост цен опережал своевременную индексацию пенсий. «Наша пенсия индексируется, но не в полном объеме, — говорит Татьяна Зелко. —Если взять последнее повышение коммунальных платежей, то можно увидеть, что электричество подорожало на 30-40%, а пенсия выросла только на 5%».
В таких условиях, по словам  лидера «Нашего поколения», пенсионеры привыкли выживать, а не жить. Многие, выходя на пенсию, продолжают работать, чтобы «было на что существовать». Однако государство никак не стимулирует эту прослойку работающих пенсионеров, а наоборот, выплачивает им пенсию по пониженному коэффициенту. При этом работающие пенсионеры недополучают свою пенсию на 30%, отмечает Татьяна Зелко.
По ее словам, в Европе ситуация обратная: работающие пенсионеры сохраняют пенсию в полном объеме, а также имеют право на социальные льготы, которых для беларусских пенсионеров не предусмотрено. «В европейских странах люди пенсионного возраста могут пользоваться общественным транспортом бесплатно, предусмотрены льготы и скидки на медицинское обслуживание. И, конечно же, речи быть не может о том, чтобы работающим пенсионерам недоплачивали пенсию! Получается, ты отчислял в пенсионный фонд средства всю жизнь, а теперь не можешь получить их в полном объеме из-за того, что решил поработать на пенсии и помочь экономике? Парадокс», — возмущается Татьяна Зелко.
В Беларуси сложно найти учительницу, которая на пенсии по доброй воле желает идти работать дворником или санитаркой, от того что ей скучно дома сидеть, а не потому что не на что жить. Чаще всего эти люди работают очень много и тяжело, но при этом не имеют право на полную пенсию и заработную плату. Большая доля работающих пенсионеров в Беларуси свидетельствует о том, что люди оценивают уровень пенсий как недостаточный для нормального образа жизни. «Сейчас минимальная пенсия в Беларуси составляет 73 евро. Разве можно прожить на эти деньги? Получается, мы всю жизнь работаем, чтобы потом не иметь возможности позволить себе простые радости, например, мобильный телефон», — констатирует пенсионерка.
На селе обстановка с уровнем жизни пенсионеров еще хуже. Считается, что людям в сельской местности прожить легче, потому что они имеют хозяйство и огороды. Но никто при этом не учитывает, что для разведения скота или обрабатывания сельхозугодий нужны не только силы, которых у пенсионеров не прибавляется, но и средства.
«Еще с советских времен у сельских жителей зарплата и пенсия была меньше, чем у городских, потому что считалось, что они способны прокормится сами. Люди просто приспособились к такой системе, они не знают, как жить по-другому, поэтому ничего не требуют и не отстаивают свои права», — говорит Татьяна Зелко. Правительство пользуется ситуацией, когда людям не с чем сравнивать свои условия жизни, и оставляет все как есть, не заботясь об уровне жизни пенсионеров. Те же, кто смог посмотреть на европейский уклад жизни пожилых людей, возвращаются домой с негодованием. «В той же Литве продукты дешевле, уровень жизни выше, правда, и коммунальные платежи выше. Однако при этом у них минимальная пенсия составляет 200 евро», — рассказывает председатель правления организации «Наше поколение».
По ее словам, беларусским пенсионерам о таких «минималках» приходится лишь мечтать. И это несмотря на «безудержный» рост выплат нашим пожилым людям — в Беларуси по сравнению с июлем 2012 года, пенсионное обеспечение повысилось в среднем на 77%. Но лучше и легче от этого пенсионерам жить не стало.