Вчера Владимир и Людмила Ягодкины из города Петрикова (Гомельская область) похоронили своего 18-летнего сына – 1 сентября он умер в воинской части 43064б в Печах (Минская область).
Почему умер солдат – пока точно не известно. В Следственном комитете предварительную причину смерти не называют, однако по другой информации, которая стала известна TUT.BY, предварительный диагноз – гипертонический криз с отеком легких. Родители Владислава Ягодкина рассказывают, что последние дни сын особенно жаловался на повышенное давление.
Владиславу Ягодкину в минувшем апреле только исполнилось 18 лет. Уже в мае его призвали в армию – в в/ч 43064б, во 2-ю учебную танковую роту. До армии он учился в училище на зоотехника. Семья Ягодкиных – многодетная: помимо Владислава, в семье есть еще один сын и две девочки-двойняшки.
«Пару месяцев Влад прослужил, и привезли мне тело сына – в гробу в резиновых сланцах. Было видно, что он умирал в мучениях: у него зубы были очень сильно сжаты, видно, от напряжения, и на лбу капилляры все выступили — такого раньше никогда не было, губа черная, на правом глазу сосуды полопались», — говорит Людмила Ягодкина.
«Мама, тут от всего одно лекарство: или зеленка, или анальгин с аспирином»
По словам Людмилы, буквально за день до смерти она разговаривала с сыном о его здоровье.«Я у него спросила: как дела? Как себя чувствуешь? Он сказал: устал я, мама, на все жаловаться. Мне он жаловался на головные боли, на высокое давление, но говорил: «Мама, тут от всего одно лекарство: или зеленка, или анальгин с аспирином». От высокого давления, вы же понимаете, это не спасет. Я сама гипертоник, я знаю».
По словам матери, 31 августа вечером она до сына не дозвонилась. «Два раза сбросили. Ночью я плохо спала, утром набрала его. Но поднял трубку уже кто-то из части и сказал: «У вас большое горе. Ваш сын умер». Мне даже самой напрямую никто не набрал! А потом я позвонила на телефон сына еще раз и спросила: «Так, может, моего сына убили?» Мне ответили: может, и убили, еще никто ничего не знает».
Однако на какие-то избиения или притеснения в армии, по словам матери, сын не жаловался.
«Больше ничего не знаю, никто ничего не говорит пока. Говорят, экспертиза какая-то должна быть, займет 10 дней. О состоянии здоровья сказали мне только одно – вскрытие обнаружило отек легких». Смущает женщину и то, что сразу после вчерашних похорон из поликлиники в Петрикове, где жил до армии Владислав, забрали его медицинскую карточку. «Зачем? Не начнут ли там что-нибудь исправлять?» – говорит мать умершего солдата.
Ее также удивляет, что сына с таким состоянием здоровья вообще взяли в армию. «Он до армии еще лежал в больнице, лечил почечное давление. У него еще со школы были проблемы с давлением, хотя на учете как гипертоник он не стоял. Ну, идет кровь из носа пару раз в неделю и идет, врачи на учет не ставили, — говорит Людмила. — Зачем брать таких в армию? Сын мне еще описывал посещение военкомата. Там на его жалобы по здоровью сказали: ну, в милицию тебя не возьмут, зато в танкисты пойдешь».
Как сообщила TUT.BY официальный представитель Следственного Комитета Юлия Гончарова, управлением СК по Минской области сейчас проводится доследственная проверка по факту смерти военнослужащего срочной службы. «Назначена судмедэкспертиза и ряд других экспертиз, которые позволят говорить о точной причине смерти». В СК пока не называют даже предварительную причину смерти солдата. «Следствием изъята вся медицинская документация погибшего, в том числе, из военкомата по месту призыва. В рамках проверки опрошено все ближайшее окружение солдата, а также руководство воинской части. О результатах проверки мы будем информировать в установленном законом порядке».
В Министерстве обороны отметили, что для определения конкретных причин смерти необходимо подождать результатов судебно-медицинских экспертиз. От более подробных комментариев там пока отказались.
В то же время по неофициальной информации TUT.BY стало известно, что вечером 31 августа Владислав Ягодкин обратился в медпункт с жалобами на повышенное давление. Фельдшер и врач оказали ему помощь. Владислав лег спать, а рано утром ему снова стало плохо. Его довели до медпункта, оказали помощь, но в этот раз спасти солдата не удалось. Смерть зафиксировали в 7 утра. По предварительной информации нашего собеседника, знакомого с ситуацией, солдат умер от гипертонического криза, вскрытие показало еще и отек легких. «В другие дни солдат не жаловался на здоровье. Всякое может быть, может, его что-то беспокоило, но он не обратился в медпункт по каким-то причинам», — говорит собеседник TUT.BY.
TUT.BY также стало известно, что Владислав Ягодкин был признан годным к службе с диагнозом «артериальная гипертензия 1-й степени». По закону с таким диагнозом можно проходить службу в армии. Однако, как сообщил наш собеседник, также будет выясняться, говорил ли Владислав во время призыва об отклонениях в здоровье и отправляли ли его на дообследование. Кроме того, выясняться будет и то, не было ли в части каких-то неуставных взаимоотношений с Ягодкиным.
Гипертонический криз и отек легких. Что это значит?
Если гипертонический криз подтвердится как официальная причина смерти, то хочется понять, что это может значить? Ведь матери умершего солдата озвучили и еще один диагноз — отек легких. TUT.BY попросил прокомментировать врача.
«Если произошел криз, то отек легких – это, как правило, осложнение. Нельзя сказать, что такие осложнения случаются часто, но обычно если такое все же происходит, то этому что-то способствовало. Например, отек легких может произойти, если до криза были скачки давления, или если терапии, которую человеку назначал врач при жалобах на давление, не полностью хватало для того, чтобы остановить прогрессирующие симптомы. Мой опыт показывает, что гипертонический криз в принципе у здоровых людей не происходит. Хотя многое зависит еще и от того, с какими конкретно жалобами человек обращался к врачу, какие лекарства назначались, правильно ли принимались и т.д. Надо очень детально разбираться».
Стоит отметить, что с этого года сократился перечень заболеваний, по которым молодые люди признаются негодными к прохождению воинской службы. В соответствии с совместным постановлением Минобороны и Минздрава от 1 августа 2012 года № 33/85, теперь на отсрочку не могут рассчитывать, в том числе, гипертоники. То есть обязаны служить. В министерских кабинетах расширение «годных болезней» объясняли так: «В ближайшие годы мы ожидаем демографический провал. Поэтому предпринимаются действия по расширению критериев годности на фоне улучшения возможностей диагностики серьезных заболеваний в период отбора в армию». Правда, с диагнозом «артериальная гипертензия 1-й степени», который был у Владислава Ягодкина, можно было проходить службу в армии и до сокращения перечня заболеваний.
«Я не хочу до результатов экспертиз и следствия никого обвинять, — говорит мать умершего Людмила Ягодкина. — Но у меня еще один сын, ему 10 лет сейчас, я военкому сказала, что его они в армию точно не получат, только через мой труп!». Кстати, по белорусскому законодательству не призываются в армию юноши, если отцы, матери, родные братья или сестры годного к службе солдата, являясь военнослужащими, погибли или умерли (либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья), а также получили заболевания при исполнении обязанностей военной службы. В армию можно попасть в этом случае только по собственному желанию.
Это уже не первое ЧП в армии, произошедшее за последний год. Только вчера закончился суд по делу о гибели 20-летнего солдата — срочника Дмитрия Карачуна. Дмитрий погиб во время стрельб в в/ч 04147 в Уручье от самопроизвольного выстрела из гранатомета, и умер на месте. Виновным суд посчитал исполняющего обязанности командира гранатометного взвода. Его осудили на 2,5 года колонии-поселения за «небрежное выполнение должностных обязанностей».
В начале августа этого года состоялся еще один суд — в этот раз по делу о дедовщине в армии — в в/ч 28212 в Уручье. В результате избиения 20-летним «дедом» 26-летнего новичка, последний потерял литр крови и попал в реанимацию, где ему удалили селезенку. Сейчас рассматривается вопрос, будет ли он инвалидом.
В конце апреля этого года при выполнении работ по техническому обслуживанию противопожарной емкости потерял сознание и попал в больницу 21-летний солдат-срочник. Две недели он пролежал в коме и умер накануне дембеля.
Екатерина Синюк, TUT.BY