В Беларуси официально выявлено два очага африканской чумы свиней. Но противоэпидемические меры принимаются по всей стране, вызывая недовольство сельчан.

Подробности — в репортаже DW.

Россия с 30 августа временно запретила ввоз свиней и продукции свиноводства из Беларуси из-за африканской чумы свиней (АЧС). Инфекцию обнаружили еще в середине лета нынешнего года на свинокомплексе «Лучеса» под Витебском и на частном подворье деревни Чапунь Ивьевского района Гродненской области.

Единственный метод борьбы с АЧС — уничтожение поголовья свиней в очаге инфекции и в радиусе 20 километров. Однако убой животных идет не только в этих районах. Противоэпидемические меры принимают по всей стране. Так, в Могилевской области не выявлено ни одного случая болезни, но власти обязали частные подворья избавиться от свиней, чем вызвали недовольство местных жителей.

Народ — против

В середине августа прошли две спонтанные акции протеста сельчан против предписания властей уничтожить свиней на личных подворьях. В деревне Селец Брестской области был проведен несанкционированный народный сход. Такое же собрание состоялось в деревне Сумароково под Могилевом, где ситуация выглядит наиболее драматично.

Причину недовольства сельчан объяснила предпринимательница Екатерина Музыкантова. Ее односельчане выбрали своим представителем для переговоров с властями. Чтобы проиллюстрировать ситуацию, она привела некоторые цифры. Этот бизнес, говорит Музыкантова, выгоден, если одновременно держать не менее 50 свиней.

Один поросенок стоит в пересчете около 50 евро, таким образом, минимальные вложения в самом начале составляют 2500 евро. К ним нужно добавить расходы на помещения, где содержатся животные, а также на медикаменты, средства санитарной обработки и комбикорм.
Сегодня, говорит Музыкантова, чтобы начать такой бизнес, необходимы не менее 25 тысяч евро. Это примерно та сумма, которую рискуют потерять ее односельчане. Сама она занялась разведением свиней четыре года назад.

Предприятие, на котором работала Екатерина, закрылось, а центр занятости на тот момент реализовывал программу, стимулировавшую развитие частного предпринимательства. Безработной женщине государство предложило субсидию в размере 900 долларов США, если она зарегистрируется как индивидуальный предприниматель. Екатерина рискнула, взяла кредиты, а теперь, по ее словам, государство отбирает все, что ей дало.

Буферные зоны

Оптимальной ценой Музыкантова считает 55 тысяч белорусских рублей (около 4,6 евро) за килограмм живого веса. Но власти предложили в качестве компенсации 19 тысяч рублей за килограмм. Это вызвало панику у сельчан, ведь фактически всей деревне грозит банкротство.

Заместитель главного ветеринарного врача Могилевского района Светлана Круглик ссылается на постановление министерства сельского хозяйства №30 от 12 июля 2013 года, изменившее ветеринарно-санитарные правила выращивания свиней в Беларуси. Оно было принято в качество одной из мер по профилактике АЧС в стране.

По новым нормам, «в радиусе не менее пяти километров от свинокомплексов запрещается содержание свиней на частных подворьях». Именно эта информация содержалась в разосланных жителям деревень письмах, спровоцировавших акции протеста.

В Могилевском районе, говорит Круглик, шесть крупных свиноводческих хозяйств. Поэтому некоторые деревни, например Сумароково, даже дважды попадают в радиус действия так называемых буферных зон. Учитывая, что на Могилевщине нет очагов АЧС, речь не идет о сжигании свиней. Тем не менее люди сами обязаны сдать их на мясокомбинаты, где и устанавливают закупочные цены.

Торговая война

Усиление санитарного контроля над свинокомплексами видно невооруженным глазом. На подъездах к ним выставлены шлагбаумы, вокруг старых заборов сооружены дополнительные ограждения из проволочной сетки. Сотрудник службы охраны одного из таких комплексовНиколай Потапенко пояснил, что проход на ферму разрешен ограниченному числу людей. Перед въездом на территорию обязательно проводят дезинфекцию.

Частники в угрозу эпидемии не верят. По признанию соседей Екатерины Музыкантовой, на некоторых подворьях выращивают не полсотни, а по 90-100 свиней. И сельчане считают, что власти скорее борются с конкуренцией, а не с чумой.

Предприниматели напоминают, что это уже не первая попытка осложнить им жизнь. В феврале фермеров обязали проводить убой свиней только на государственных предприятиях. Правда, это решение отложили до 1 января 2014 года.

Сумароковские частники решили пока не распродавать и не резать своих свиней. Часть животных они перевезли к родственникам в деревни соседних районов. По совету правозащитников сельчане обратились к властям с коллективным письмом, в котором просят пересмотреть решения.

Президент против

На протесты сельчан отреагировал президент страны Александр Лукашенко. На совещании, посвященном эпизоотической ситуации в свиноводстве, 22 августа, он отметил, что администрация президента фиксирует возрастающее количество обращений граждан, суть которых сводится к тому, что работники ветеринарных служб «иногда по-хамски ведут себя с людьми».

Такой подход Лукашенко назвал недопустимым, отметив, что пятая часть свинины, производимой в стране, находится на частных подворьях. Могилевский рынок отреагировал на информацию об АЧС падением спроса на свинину на треть. Но цена на нее, по свидетельству продавцов мясного отдела, цена не изменилась. Ситуация может только ухудшиться из-за российского эмбарго на поставки белорусской свинины.