В свежем номере беларусской военной газеты «Во славу Родины» с интересом прочитал воспоминания ветерана войны, минчанина, майора в отставке Льва Самсоновича Анцелиовича о боях за освобождение Донбасса в 1943 году в составе 3-й гвардейской армии.

В годы, когда я был курсантом «учебки» в Печах, мне довелось слушать в музее Краснознаменного Беларусского военного округа рассказ этого ветерана о его боевой комсомольской юности.

В советское время музей «дислоцировался» в центре столицы, рядом с окружным Домом офицеров и Музеем Великой Отечественной войны, в здании, нынешними властями переданном институту теологии. В почете теперь попы… Они учат патриотизму защитников Отечества. А музей? Музей прославленного военного округа и его правопреемника Армии Беларуси загнали к черту на кулички – на окраину Минска, в военный городок Уручье.

О себе ветеран тогда нам, молодым солдатам, рассказывал мало, больше внимания уделял примерам героизма товарищей по оружию, делал упор на необходимость взаимодействия и взаимовыручки в бою представителей всех родов войск.

Учитывая состав аудитории (все мы были комсоргами танковых, мотострелковых, артиллерийских, зенитных… учебных взводов и одновременно слушателями окружной школы комсомольского актива), речь шла о воспитании боевого содружества воинов различных боевых специальностей…

Рад, что, несмотря на годы, ветеран и ныне, как говорится, в боевом строю. С карандашом в руках перечитываю его рассказ «Наш взвод» и убеждаюсь в необходимости дополнить воспоминания фронтовика некоторыми документами…

Вообще-то, эту работу обязаны были сделать журналисты военной газеты при подготовке рукописи участника войны к печати. Но…

Газета «Во славу Родины» часто (и порою без должного повода) критикует тех, кто, извините за тавтологию, критикует власть. Прорваться на ее страницы лично мне не удавалось. Полагая, что и эти мои заметки редакция центрального печатного органа Министерства обороны отклонит, позволю себе выступить со страниц регионального сайта со своими замечаниями в адрес журналистов «упущенных возможностей».

Что помешало достойно представить читателям ветерана войны, напомнив, о его боевом пути, ранениях, наградах, послевоенной службе и трудовых делах?

Это следовало бы сделать еще и потому, что на представленном в редакцию и опубликованном ею фото фронтовика, мягко говоря, не густо орденов и не видно боевых медалей.

Сегодня, не отходя от клавиатуры редакционного компьютера, благодаря общедоступному сайту «Подвиг народа», военный журналист обязан был просмотреть карточку награждения в 1985 году в честь 40-летия Победы участника войны Льва Самсоновича Анцелиовича и обратить внимание на вручение ему ордена Отечественной войны ІІ-й степени.

Почему второй, а не первой степени? Неужели Лев Самсонович за всю войну не получил ни одного ордена? Он что плохо подбивал выстрелом из противотанкового ружья танки врага?

Подобные, оправданные в описанной мною ситуации сомнения, привели бы журналистов военной газеты к маленькому, но важному открытию.

В архиве сохранился наградной лист на гвардии младшего лейтенанта Анцелиовича Льва Самсоновича, уроженца Минска, 1922 года рождения, удостоенного ордена Красной Звезды в сентябре 1944 года. Ходатайствуя перед вышестоящими начальниками о награждении этой наградой своего подчиненного, командир 18-го гвардейского стрелкового полка гвардии полковник Иванов принимал во внимание и отметил в наградном листе факты его участия в боевых действиях с июля 1941 года. Много ли у нас в стране осталось в живых фронтовиков, не понаслышке знающих горечь поражений и отступлений тяжелого начального периода той страшной войны?

В наградном листе отмечены одно ранение и контузия. Дата контузии – 15 сентября 1943 года, Славянка. Не в том ли памятном для ветерана бою ее получил Лев Самсонович, когда погиб его командир Петр Павлович Акопов, о геройской гибели которого он рассказывает в военной газете?

Проверяю эту версию и убеждаюсь: случай ненадежен, но щедр.

В представлении к награждению орденом Красного Знамени командира 94 отдельного армейского батальона ПТР гвардии майора Акопова 19 сентября 1943 года отмечено: «…при выполнении боевой задачи тяжело ранен 10.09 1943 года в селе Славянка».

Приказом № 0114 от 26 сентября командующий 3-й гвардейской армии генерал Лелюшенко наградил офицера орденом, а через две недели Акопов умер от тяжелого ранения.

Копия этого приказа в архиве имеется. Есть там и сведения о награждении орденом Красной Звезды автора воспоминаний «Наш взвод».

Обрати внимание на этот факт военные журналисты, они наверняка помогли бы ветерану вспомнить одну малоизвестную деталь той войны. В этом приказе есть строки о награждении от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью «За отвагу» командира отделения 2-го полка дрессировщиков собак спецслужб сержанта Белонога Георгия Константиновича.

Не ошибусь, если предположу, что эта деталь военных воспоминании фронтовика пришлась бы кстати в рассказе о том, как в боях за Донбасс боролись с танками врага и четвероногие бойцы…

Собственно, сделать это не поздно, если редакция военной газеты признает эту критику справедливой и, посетив ветерана войны Льва Анцелиовича, попросит автора интересного рассказа «Наш взвод» дополнить свои воспоминания новыми деталями…

Заодно и поинтересуется о судьбе ордена Отечественно войны 2-ой степени, которым ветеран был награжден от имени Президиума Верховного Совета СССР приказом № 026 от 10.05.1944 года командиром 66-го гвардейского стрелкового корпуса…

Вручен ли он фронтовику? Как могло случиться, что в мирное время по вине работников военкомата Минска ветеран, награжденный в действующей армии орденами, в 1985 году не получил причитающийся ему орден Отечественной войны 1-ой степени?

Фото: aen.ru. Лев Самсонович Анцелиович у своей фотографии 60-летней давности.

 Николай Петрушенко

[email protected]