С ноября 2012 года у белорусских пенсионеров появилась возможность заработать существенную прибавку к пенсии. Но в Минске только около 100 пенсионеров из более чем 400 тысяч включились в эту программу.
Как известно, с 1 ноября вступили в силу поправки в закон о пенсионном обеспечении. Одна из них касается непосредственно размера пенсии, дает возможность позаботиться о более высоком пенсионном пособии. Суть ее такая: чтобы в перспективе получать пенсию в большем размере, от нее при достижении пенсионного возраста нужно отказаться и продолжать работать. Тогда за первый полный год неполучения пенсии она будет увеличена на 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За два года размер повышения составит уже 14%, за три года — 24%, за четыре года — 36% и будет расти далее прогрессивно.

В органах соцзащиты подсчитали, что если три года человек не будет обращаться за пенсией, то сможет тем самым увеличить ее размер приблизительно в 1,4 раза, за пять лет — в 1,7-2 раза, безусловно, в зависимости от стажа и заработка конкретного пенсионера.

Но, оказывается, воспользоваться такой возможностью пенсионеры не торопятся.
Как нам сообщили в отделе назначений и выплат пенсий Управления пенсий Мингорисполкома, в столице с ноября от пенсий отказалось всего лишь около 100 человек. А сегодня в Минске проживает около 407 тысяч пенсионеров, причем почти каждый четвертый продолжает работать. Почти такая же картина наблюдается в Минской области. Там проживает около 400 тысяч пенсионеров, и только более 500 человек воспользовались правом отсрочки пенсии с целью получить в будущем более высокое пенсионное пособие.

Сотрудники Мингорисполкома говорят, что не выясняли, представителями каких профессий являются эти почти 100 «отказников». «Для того чтобы проанализировать, надо изучать пенсионное дело каждого человека, — пояснили в отделе. — Наша база таких вещей не предусматривает. Но вряд ли это явление можно связывать с какой-то сферой жизнедеятельности. Скорее это решение зависит от индивидуального мировоззрения человека, от его физического состояния, его взглядов. Необязательно это могут быть представители высокооплачиваемых профессий. Скорее даже наоборот. Если человек имеет невысокую зарплату, следовательно, и на пенсию он не может рассчитывать высокую. Поэтому он думает: я поработаю пару лет на пенсии, отказавшись от пособия, и в будущем моя пенсия будет повыше».

Представители столичной соцслужбы предполагают, что в будущем число пенсионеров-«отказников» будет расти.
— С 1998 года в Беларуси действует схема, — говорят в отделе, — при которой если человек не выходит на пенсию и продолжает работать, то за каждые два месяца работы к его будущей пенсии добавляется 1% от установленного ранее заработка. До 1 ноября 2012 года таких пенсионеров в столице было более 2 тысяч. Но новые поправки в закон дают возможность заработать большую пенсию в будущем, чем эта схема. Не исключено, что эти пенсионеры тоже потребуют перерасчета их пенсии уже по новому закону.

Однако бывший первый заместитель министра социальной защиты Геннадий Беспалов готов поспорить с такими выводами сотрудников пенсионной службы Минска. В своей статье в «Народной Воле” о реформе пенсионного законодательства инициативупрогрессивного увеличения пенсии за работу без получения пенсионного пособия Беспалов назвал невостребованным стимулом. По мнению бывшего замминистра,сегодня белорусы, наоборот, спешат стать пенсионерами, чтобы иметь к зарплате дополнительный источник дохода. Во многом такая позиция сформировалась под влиянием инфляционных процессов в стране и невысокой продолжительности жизни.
Показали ли пример чиновники-пенсионеры?

Сегодня в высших эшелонах белорусской власти трудится достаточно пенсионеров. В правительстве их четверо: премьер-министр Михаил Мясникович и трое из его пяти замов — Владимир Семашко, Анатолий Тозик и Петр Прокопович.
Депутатским корпусом тоже руководят пенсионеры: спикеры обеих палат Национального собрания — Владимир Андрейченко и Анатолий Рубинов уже вступили в пенсионный возраст. Есть пенсионеры и среди руководителей областей. Например, Брестским облисполкомом руководит 63-летний Константин Сумар, Минским облисполкомом — 65-летний Борис Батура. Поставлены пенсионеры и на такие ответственные должности, как глава ЦИК, госсекретарь Совета Безопасности, первый заместитель главы Администрации президента. Это Лидия Ермошина, Леонид Мальцев, Александр Радьков.
Любопытно, отказался ли кто-либо из них от пенсий?
Найти ответ на этот вопрос оказалось непросто. В нашей стране, как известно, на официальном уровне сформирована позиция, что заглядывать в карман чиновников неприлично. Нацстат данные об их зарплатах не публикует. Если в прессу и просачивается информация о доходах министров, депутатов и иных высокопоставленных чиновников, то только тогда, когда они сами о них рассказывают. Ни в одной ведомственной пресс-службе, куда мы обратились с просьбой уточнить, получают ли их руководители-пенсионеры пенсию или, может быть, отказались от нее, нам подобную информацию не предоставили. Ответы везде были одинаковые: «Такой информации у нас никогда не было: она из сферы личной жизни, а не государственной деятельности. Отказаться или не отказаться от пенсии, любой государственный служащий решает сам. Это его личное дело, и об этом он не ставит в известность пресс-службу и даже кадровую службу, которая занимается вопросами назначения и оформления пенсии». 

Единственное уточнение, которое давали в пресс-службе, касалось Закона о госслужбе. Согласно закону, если государственный служащий продолжает работать, выйдя на пенсию, он не имеет права получать пенсию по выслуге лет в государственном аппарате (размер такой пенсии может составлять 65%, 70% или 75% от зарплаты, которую он имел на госслужбе). Чиновник-пенсионер, продолжая работать, может получать только пенсию по возрасту.

К слову, недавно руководитель Центризбиркома Лидия Ермошина во время прямой линии в «Народной газете» призналась, что от пенсии не отказалась. 

«Зарплата у меня примерно такая же, как у депутата Палаты представителей: чистыми в месяц выходит 10,5 миллиона рублей, — рассказывала председатель ЦИК. — Есть еще пенсия — около двух миллионов рублей».

Только цифры

В Беларуси отмечается рост количества пенсионеров. На 1 января 2013 года в органах соцзащиты пенсионные пособия получало 2 млн 512,2 тыс. человек. В прошлом году на заслуженный отдых вышло 133,8 тыс. человек. Как подчеркивают в Министерстве труда и соцзащиты, как правило, продолжают трудиться 22-23% пенсионеров.
Ранний возраст выхода на пенсию (для мужчин он составляет 60 лет, для женщин — 55) дает основания считать Беларусь страной пенсионеров. Например, в Польше пенсионеры составляют 16,6% населения страны, в Германии — 17%, а в Беларуси — более 27%. Достаточно высокий процент пенсионеров фиксируют и многие развитые страны. Например, в Японии тех, кто уже находится на заслуженном отдыхе, 23% от 127-миллионного населения. Но в этих странах, как правило, рост числа пенсионеров вызван не ранним выходом на пенсию, а высокой продолжительностью жизни. В Японии она составляет 85,9 лет для женщин и 79,4 — для мужчин.