21 мая в соседней России отмечали День защиты от безработицы. Этот неофициальный праздник наши восточные соседи стали отмечать еще в 1992 году.

В нашей стране, к сожалению, подобной даты не установлено.  Власти стараются о проблеме безработицы не говорить и не слышать. А, если и приходится говорить, то непременно с гордым видом и ссылаясь на бодрые цифры официальной статистики, регулярно обновляющей абсолютные минимумы.

Если верить этим цифрам – безработица у нас побеждена, как явление. На 1 мая нынешнего года уровень безработицы составлял 0,6 %, на учете состояли 25,8 тыс. человек. Это на 15,7% меньше к уровню 1 мая 2012-го. На эту же дату число свободных рабочих мест было 69,4 тысяч. Если бы все было именно  так – белорусские работодатели сейчас бы наперебой расхватывали последних безработных, завлекая их высокими зарплатами и социальными гарантиями. Но этой благостной картины мы не видим. Значит, с цифрами что-то не так.

На самом деле, официальная статистика фиксирует только верхушку айсберга. 25800 человек, которые в ней фигурируют – это те, кто по каким-то причинам не поленился официально зарегистрироваться и ежемесячно отмечаться в службе занятости, отрабатывать обязательные трудодни на неквалифицированных работах ради того, чтобы получить пособие, средний размер которого в феврале 2013 года составил 143,5 тысячи рублей, или 15,1% бюджета прожиточного минимума. Разумеется, делают это далеко не все и реальную ситуацию эти цифры отражать не могут.

Чтобы выявить реальный уровень, стоит считать безработицу по методологии Международной организации труда, как это делается во всем мире. К слову, с прошлого года Белстат начал исследовать уровень занятости населения в рамках обследования домашних хозяйств именно по этой методике. Но результаты этих исследований узнать непросто – информация имеет гриф «Для служебного пользования». Некоторое представление о реальном уровне безработицы могут дать результаты переписи населения. В 1999 году безработными себя назвали 6,2 % респондентов, а в 2009 году — 6,1%.

Но и эти цифры не дают полной картины – в последнее время набирает обороты скрытая безработица, когда предприятия, вместо того, чтобы сокращать работников, сокращают рабочую неделю. Эта практика применяется уже даже такими флагманами белорусской экономики, как МАЗ, МТЗ и «Горизонт» и приняла такой массовый характер, что, как утверждает председатель профсоюза РЭП Геннадий Федынич, к осени может привести к волнениям среди рабочих.

Артем Агафонов. Фото — ej.by