Закрытый властями правозащитный центр «Весна» вновь призвал правительство прекратить практику запугивания общественных активистов, а также немедленно отменить статью 193.1 Уголовного кодекса (УК), которая предусматривает ответственность за деятельность от имени незарегистрированных организаций.
Эксперты отмечают, что в случае потепления отношений, начала активного диалога между Беларусью и Евросоюзом официальный Минск постарается использовать для торга с Брюсселем и эту норму Уголовного кодекса.
Новые предупреждения общественным активистам
По данным «Весны», за последние два месяца было зафиксировано больше случаев, когда органы прокуратуры и КГБ выносили официальные письменные предупреждения о недопустимости деятельности от имени незарегистрированных организаций в отношении ряда общественных активистов и правозащитников.
Так, 18 апреля прокуратура Березовского района вынесла предупреждение активисту гражданской кампании «Говори правду» Александру Кузьмину.
23 апреля Генпрокуратура вынесла такое же письменное предупреждение правозащитнице Тамаре Сергей.
29 апреля на профилактическую беседу в управление КГБ по Могилевской области в связи с деятельностью от имени незарегистрированной организации был вызван местный активист оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Олег Аксенов. Ранее, в октябре 2012 года, именно из-за такой деятельности его уже поставили на профилактический учет КГБ.
Все эти люди были предупреждены о возможном привлечении к уголовной ответственности по печально знаменитой статье 193.1 УК, грозящей штрафом, арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы сроком до двух лет.
«Весна» в своем заявлении напоминает, что свобода ассоциаций гарантирована гражданам Беларуси статьей 36 Конституции. Кроме того, пятая статья конституции содержит исчерпывающий перечень допустимых ограничений свободы ассоциаций: запрещается создание и деятельность политических партий, а равно и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя или ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
«Исходя из конституционных гарантий и допустимых ограничений, очевидно, что наличие уголовной ответственности только за факт деятельности от имени незарегистрированной организации является нарушением гарантированного Основным законом свободы ассоциаций», — подчеркивают правозащитники.
Правозащитники продолжают бороться за отмену статьи
Руководитель юридической комиссии Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло в интервью БелаПАН отметил, что после введения в УК перед президентскими выборами 2006 года статья 193.1 применялась довольно часто. Известно о 18 случаях привлечения к уголовной ответственности по ней.
В частности, Погоняйло напомнил о громких процессах над активистами инициативы «Партнерство», которые планировали проводить альтернативный подсчет голосов на выборах-2006, а также активистами не зарегистрированной в Беларуси организации «Молодой фронт».
По словам Погоняйло, правозащитники выступили тогда с заявлением о неконституционности состава этой статьи, обращались в западные правозащитные институты и структуры, направили в белорусские суды, в том числе и Конституционный, а также законодателям юридическое общественное заключение о неконституционности статьи.
К тому же, отметил Погоняйло, в 2008 году начались потепление отношений с Евросоюзом и некоторая либерализация внутри страны. «Возможно, все вместе повлияло на то, что применение данной статьи резко сократилось. Вплоть до того, что даже те дела, которые были возбуждены, прекратили», — сказал собеседник БелаПАН.
Однако после событий декабря 2010 года белорусские правоохранительные органы начали все чаще вспоминать о существовании статьи 193.1 и выносить предупреждения.
«Мы не перестаем бороться против наличия этой статьи в Уголовном кодексе, — сказал Погоняйло. — Есть заключение Венецианской комиссии о том, что она является противоречащей конституции и тем международным стандартам в области прав человека, которые закреплены в ряде международных договоров, подписанных Беларусью».
При этом эксперт сомневается, что в случае потепления отношений между Минском и Брюсселем статья 193.1 может быть убрана из УК. «Да и потепления как такового пока нет. Есть лишь только разговоры, прощупывание позиций», — добавил Погоняйло. При этом «наша повседневная жизнь доказывает, что порядки остались те же самые».
«Недавно, например, прошел процесс по «Пресс-фото Беларуси-2011». Материалы фотоальбома признаны экстремистскими. Все закручивается, заворачивается, продолжается тотальная слежка за всеми структурами гражданского общества. Наиболее яркие его проявления душатся самым решительным образом, применяется как административная юрисдикция, так и уголовная юстиция», — подчеркнул правозащитник.
Погоняйло также напомнил, что Министерство юстиции в свое время обещало — об этом публично заявлял глава ведомства — исключить злополучную статью из УК. Но все остается по-старому.
Уступки Минск хочет продать Западу подороже
Политолог Денис Мельянцов также сомневается, что статья 193.1 может быть убрана из Уголовного кодекса в скором времени.
«Если официальный Минск и будет идти на какие-то уступки, то это будут такие уступки, которые касаются политических практик, но никак не изменения или коррекции уже действующих законодательных вещей. То есть, скорее, могут, например, освободить политзаключенных или ввести временный мораторий на аресты», — отметил аналитик в интервью БелаПАН.
При этом, полагает собеседник, для Евросоюза наличие в белорусском законодательстве уголовной статьи за деятельность от имени незарегистрированной организации также не является вопросом первостепенной важности.
«На сегодняшний день самое принципиальное требование, которое выставляет Брюссель, — это, конечно, же политзаключенные. Их непосредственное освобождение, потому что уже даже не говорится об их реабилитации», — подчеркнул Мельянцов.
В то же время, отмечает он, и в решениях Совета ЕС, и в знаменитой брошюре 2006 года «Что Европейский союз может дать Беларуси» среди требований к официальному Минску фигурирует и вопрос законодательных изменений, чтобы не было репрессивных статей.
«Но политические реалии сегодня таковы, что есть только одно большое требование, а все остальные станут возникать после того, как будет пройден первый этап — освобождение политзаключенных и снятие визовых ограничений с белорусских чиновников», — сказал эксперт.
Но если диалог между Минском и Брюсселем все же пойдет, то вопрос об отмене статьи 193.1 «будет находиться в верхней части списка, потому что ЕС станет требовать дальнейшей политической либерализации ситуации в стране», считает Мельянцов.
Проблема же в том, что ни у Минска, ни у ЕС нет четкого плана, как и куда двигаться после разморозки отношений и выхода из нынешнего тупика, отметил собеседник БелаПАН.
При этом белорусские власти не сильно заинтересованы в отмене статьи 193.1, так как она является для них запасным вариантом на случай, если нужно будет каким-то образом законодательно обосновать претензии к тем или иным организациям.
«На сегодняшнем этапе у властей нет нужды серьезно обосновывать аресты и задержания активистов, можно просто предъявить обвинение, что якобы ругались матом и не реагировали на законные требования сотрудников милиции, — рассуждает Мельянцов. — Если ситуация будет меняться, в том числе и в отношениях с Западом, то нужно будет применять какие-то более солидные доводы. И тогда эта норма Уголовного кодекса окажется как нельзя кстати».
По сути, подчеркивает собеседник, статья 193.1 — это законодательный дамоклов меч, который висит над гражданским обществом.
«Вся система так работает — каждый должен быть на крючке, его могут просто до поры до времени не трогать. Но и бизнес, и гражданское общество, и оппозиция ходят по такому тонкому льду и всегда могут подпасть под статью. Это своего рода гарантия для властей», — говорит политолог.
Отказаться от такой гарантии официальному Минску будет тяжело, но если на кону окажется что-то существенное, то белорусские власти будут серьезно рассматривать и отмену этой статьи, и введение моратория на смертную казнь.
«В первую очередь, речь идет, конечно, о финансовых средствах, потому что именно в этом Минск заинтересован. Но и помощь в передаче технологий, обмен опытом тоже важны, равно как и совместные проекты, которые были, в частности, в рамках «Восточного партнерства» разработаны», — отметил Мельянцов.
Аналитик подчеркнул: любую уступку Западу Минск заинтересован продать как можно дороже.