Согласно переписи 2009 года, почти 590 тысяч человек в Беларуси являются законодателями, руководителями госорганов, общественных, коммерческих и некоммерческих организаций. То есть каждый восьмой работающий в стране или чиновник, или начальник. Их даже больше, чем продавцов и официантов по всей Беларуси — в сфере торговли и обслуживания работает, к примеру, 515,5 тысячи человек.

По статистике, сегодняшние белорусские чиновники «дозревают» до министерских кресел в возрасте слегка за 50, немного уступая своим коллегам из Великобритании, где средний возраст членов кабинета министров — 49 лет (самому молодому министру Великобритании — 37 лет), России — 52,8 года, Казахстана — 49 лет. Самый молодой министр за всю историю независимой Беларуси — бывший министр культуры Павел Латушко: свой пост он занял в 36.

При этом Александр Лукашенко постоянно повторяет, что государству не хватает молодых кадров. Но должность в госаппарате — это такая позиция, которую так просто не оставляют. Многие предпочитают стареть на своих должностях. По подсчетам экспертов, безболезненным для функционирования государственной системы стало бы сокращение бюрократического аппарата страны на 30–40 процентов. Это позволило бы не только сэкономить немалые деньги, но и создать профессиональную национальную элиту бюрократии, способную сделать работу государственных органов более эффективной.

Бывший премьер Михаил Чигирь, возглавлявший правительство в 1994–1996 годах, считает одной из самых затратных для бюджета страны служб — МВД. Ведь Беларусь — лидер среди стран СНГ по количеству милиционеров на душу населения. А сокращение состава МВД сэкономит в бюджете более 500 миллиардов рублей (для сравнения, на систему ЖКХ и строительство жилья для малообеспеченных белорусов из бюджета выделяется около 100 миллиардов рублей). Нуждается в реорганизации управленческий аппарат и в сельском хозяйстве, где из 100 трудоспособных работников в колхозе, 29 — представители управленческого аппарата.

Интересно и то, что в последние годы неуклонно увеличивается количество государственных служащих, стаж которых превышает 20 лет. По состоянию на конец 2009 года, в органах госуправления Беларуси находилось 9,390 человек со стажем работы свыше 20 лет. Таким образом, более 10 тысяч чиновников управляют страной еще со времен Советского Союза.

Мировой финансовый кризис подтолкнул руководителей многих государств к принятию решения о сокращении числа чиновников. В России и странах Балтии, например, предложили сократить число государственных служащих на 20%, в Чехии — на 5–8%. В Германии ученые и вовсе насчитали 50 ненужных государственных ведомств.

Статистические данные свидетельствуют: количество чиновников как местных органов власти, так и республиканских органов госуправления в Беларуси из года в год увеличивается. Несмотря на декларируемую дебюрократизацию госаппарата, ежегодный «прирост» представителей «вертикали» составляет 150 и более человек. Во всем цивилизованном мире существует институт саморегулируемых организаций, которым государство передало функции по контролю и надзору за участниками рынка. В Беларуси же происходит обратный процесс — контрольные и надзорные функции забирает государство, и, разумеется, это приводит к увеличению госаппарата. А если этот процесс и дальше будет продолжаться, то численность белорусских чиновников продолжит расти.

 

Николай Татко