Публичная дискуссия, прошедшая в Минске накануне 27-й годовщины Чернобыльской, катастрофы, на которой присутствовали представители ГК » Наш Дом», подтвердила мою твердую убежденность в преступности атомной энергетики.

Технические сбои и аварии в этой отрасли были, есть и будут. Но трагедия в том, что происшествия скрываются от гражданского общества. Такое было не только во время Чернобыльской аварии в СССР (в чем обвиняют КПСС), но и в других странах. Последний пример — Фукусима в Японии, где у власти отнюдь не коммунисты. Лично мне неизвестна ни одна страна, где бы своевременно, публично и добросовестно объявили бы о техническом происшествии на АЭС.

Примером замалчивания служит выступление на дискуссии японского аспиранта— физика Ясухиро Игараши который утверждал, что последствия загрязнения территории от аварии на Фукусиме, меньше чем от Чернобыльской АЭС. Загрязнение площади океана, продолжающееся до сих пор, которое значительно больше, чем загрязнение суши, японский физик игнорирует. Тем не менее, аспирант Игараши признал, что Япония может себя обеспечить электроэнергией без ядерных ректоров.

Александр Сыкало, член общественного координационного совета при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды расширил этот тезис на всю планету. Предложил закрыть все действующие атомные электростанции и не строить новые. Надо использовать нынешние и разрабатывать иные (альтернативные) источники получения электроэнергии. Ведь радиационные аварии на АЭС – это только часть «головной боли» человечества. Серьезнейшая проблема в том, что до сих пор нет механизма ликвидации ядерных отходов. За 27 лет так и не сформирована технология реабилитации загрязненных территорий.

Строительство АЭС в Островце идет полным ходом, но я не слышал, что приступили к проектированию хотя бы ядерного хранилища для Островецкой АЭС, не говоря уже о разработке мер по реабилитации территории.

О «бардаке» в стане сторонников атомных ректоров резко высказался и представитель «Нашего Дома» Николай Петрушенко. Нет даже универсальной единицы измерения. Тут тебе и беккерели, и кюри, и миллизиверты… О каком учете, сравнении, анализе может идти речь?

Как сказал Александр Сыкало, верить статистике нельзя. Добавлю от себя: абсолютно нельзя верить и правительству. Если, не дай Бог, на Островецкой АЭС случится авария, белорусский режим правду не скажет. Обстоятельства и последствия будут скрыты за тремя кордонами и семью печатями. А журналисты, которым удастся получить и обнародовать правдивую информацию о причинении властями вреда здоровью нации, отправятся на годы в тюремное за решетку за «шпионаж и разглашение государственной тайны».

 

Валерий ЩУКИН