Александр Лукашенко прибыл в Сочи для недельного отдыха. Визит сопровождается напутствием российского коллеги Владимира Путина «провести отпуск плодотворно и с пользой». Под пользой для семейства и многочисленной свиты понимаются показательные поездки по олимпийским объектам. Россияне словно бы дают понять белорусам, что их притязания на Олимпийские игры в 2007 году были настолько ничтожны, что и говорить об этом как-то неловко. Какая там коррупция в братской республике, с которой перманентно и, как обычно, безуспешно, борется Александр Григорьевич, когда перед глазами такой олимпийский ландшафт, что о «левом кэше» не говорит только ленивый!
Примечательно, что перед поездкой в Москву минский лидер устроил разнос своему управделами, отвечающему, в частности и за возведение белорусами сочинских объектов. По информации новостных агентств, Лукашенко приказал сдать все сооружения в срок. При этом отметил, что «государственные средства разворовываются, а сроки строительства затягиваются». Любопытно, что доля Белоруссии в сочинском олимпийском новоделе никому не известна, кроме разве что изобретателей коррупционных схем. Сам батька запрашивал цифры не у своих чиновников, а в олимпийском комитете России.
Когда-то белорусская сторона рассчитывала на свой кусок олимпийского пирога: в 2009-м компания «Трайпл» выиграла тендер на стройку биатлонного комплекса в Красной Поляне. Но по инициативе Минска договор внезапно был свернут. Официального объяснения тогда не прозвучало, но эксперты полагают, что это был самый настоящий демарш после того как Россия отказалась поставлять белорусам беспошлинную нефть сверх внутренних потребностей.
Сейчас самым главным «белорусским» объектом является Большая ледовая арена. Фирма «Глассбел» занимается остеклением здания, а Жлобинский строительно-монтажный трест № 40 осуществляет внутреннюю отделку пресс-центра — в Сочи командированы штукатуры, плиточники-облицовщики, столяры.
Белорусам принадлежит старый санаторий «Беларусь», построенный еще в 1937 году, и новый комплекс в Красной Поляне. В первом, который соседствует с резиденцией российского президента «Бочаров ручей», для Лукашенко возведены жилые корпуса, в другом он получает релакс в минеральных источниках и, конечно же, по примеру российского коллеги, катается на лыжах.
Кстати, попытки разузнать, где в этот раз поселился Лукашенко с семьей и челядью, оказались безрезультатными: в комплексе «Беларусь» прямо заявили, что это дело — не ума журналистов.
Меж тем, с Красной поляной у Лукашенко связаны неприятные воспоминания.
В 2010 году Госдума ратифицировала межправительс енное соглашение о взаимной передаче в собственность земельных наделов. На его основании Беларуси отошли более 16 гектаров земли в этом районе Сочи. Кроме того, российская сторона передала в аренду управлению делами президента санатории «Беларусь» в Сочи и «Белая Русь» в Туапсе, а также земельные участки под ними сроком на 49 лет.
Освоение территории, которое началось сразу же после подписания двустороннего соглашения, сопровождалось громкими скандалами. На землях санатория еще с советских времен жили 42 семьи, но с началом масштабной перестройки жилье признали аварийным и пустили под снос. Особенно упорных, кто пытался противостоять выселению, «уговаривали» судебные приставы в сопровождении автоматчиков.
Одна из пострадавших — Валентина Голубева. В конце 1980-х она вместе с сестрой приехала в Сочи из Беларуси. Более 20 лет женщины работали в различных службах санатория. Но с началом строительства лукашенковской резиденции их силой выселили в отель «Планета» в Дагомысе».
Вот, что рассказала сама пострадавшая сайту «Новая свобода», пытавшаяся встретиться с Лукашенко:
— Даже когда он приезжал на территорию санатория, когда мы там еще проживали, абсолютно нереально было прямо к нему приблизиться. Нереально было даже тогда, когда мы его встречали хлебом-солью — а моя сестра Люба лично встречала его в аэропорту. И это при том, что мы, когда работали в санатории, скажу без ложной скромности, были на особом счету, ведь прежде нам оказывали такое доверие. Так вот когда сестра ушла в очередной раз дарить картину, ее чуть не скрутили охранники. У Лукашенко очень серьезная охрана, подойти к нему попросту невозможно. Поэтому попытки мы делали, но они не увенчались успехом. То есть до самого Лукашенко мы не дошли. Пытались через окружение, но быстро поняли, что это бесполезно».
Трагическую историю сестер Голубевых «Белорусский партизан» рассказывал несколько раз, но пока их проблема так и не решена.
На месте экспроприированных домов быстро возникли новые корпуса президентской резиденции, причем – с нуля. А это — двухэтажный корпус с гостевыми домиками, 13-этажный «Парк-отель» и несколько спортивных площадок. Уставший от тщеты президент должен отдыхать на широкую ногу.
Сочинские правозащитники отмечают, что белорусские рабочие живут в невыносимых условиях, получая при этом нищенское жалованье. Количество граждан Беларуси, задействованных на олимпийских стройках, установить практически невозможно. Официальные цифры колеблются в пределах 1 тысячи человек. Однако большинство белорусских гастарбайтеров попадают в Сочи нелегальными путями. Белорусские власти по этому поводу хранят поистине олимпийское спокойствие.