Я живу в новом доме. Здесь есть все: смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на город, большие коридоры, много удобных лифтов, в том числе грузовых, есть даже консьержки – милые, добрые женщины, интересующиеся, из какой ты квартиры и заплатила ль ты за квартиру. Вроде все замечательно, но только смотрю я на соседского мальчишку, одиноко прогуливающегося вокруг дома, и жалко мне его становится. Ведь в нашем доме нет двора, есть дворовая территория с аккуратной разметкой для автомобилей и отсутствием места для игр детей.
Вопроса, как и чем занять детей, у родителей никогда не возникало, нам было постоянно некогда. Сколько игр было в арсенале нашего двора: «казаки-разбойники», вышибалы, ножички, прятки, «дочки-матери», резиночки, «садовник»! Это была наша субкультура, если хотите, фольклор – в каждом дворе свой, со своими названиями, правилами и кодексами чести. Игры передавались из поколения в поколение: от старших детей к младшим, они же (старшие) нас защищали, выступали судьями в спорных вопросах, делились своим опытом и познаниями. Дворовые игры лучше любого психолога учили находить общий язык со сверстниками и «работать в команде», сейчас я понимаю, что это были самые эффективные уроки социализации.Во время моего детства понятие «двор» – это было наше все. Мы играли до темноты и сбитых коленок, клялись в вечной дружбе и любви «до гроба», впервые целовались. Нас «не выгуливали» родители – бдительные бабушки на скамеечках знали всех в лицо, чужих не подпускали и всегда могли рассказать: кто, с кем и где.

Это первая строчка детской считалочки, по которой определялось кто водит, а кто убегает. Все было по-честному, ни у кого не возникало даже мысли оспорить справедливость этого метода.Ехала машина темным лесом…


«Казаки-разбойники»
 – одна из самых популярных игр дворовой детворы. Она соединила в себе и прятки, и догонялки. Одна команда прячется, оставляя какие-то ориентиры для противников. Частенько эти условные обозначения могли быть обманными, то есть применяться, как «военная» хитрость. Другая команда по этим ориентирам ищет и догоняет первую. Еще одной особенностью был пароль, который загадывали «разбойники», а «казаки», поймав одного из них, разными путями (уговорами, угрозами, пытками-щекотками) должны были этот пароль выпытать. Как правило, «разбойники» держались до последнего и пароль не раскрывался. Захватывающая игра, со сценарием, интригой и пленением.

Резиночки. Искренне жаль тех девочек, кто не застал эту игру. Прыгали все и везде, таскали из дома дефицитную резинку, кто-то даже рисковал, вытягивая ее из шести пар трусов и колготок (правда, связанная столькими узлами, резинка не котировалась). Играли либо каждая за себя, либо парами. Иногда приходилось тренироваться, натягивая резинку между деревьев, столбов или дома между табуреток. В игре были строгие правила, уровни (щиколотки, колени, бедра и т.д.), разновидности типа простые, бегунчики, ступеньки, бантик, конфета, кораблик, платочек.

Часто играли в «вышибалы». Это когда одна команда выбивает мячом вторую команду.

Одна из любимых дворовых игр советского времени – в пятнашки.Играющие выбирали водящего – пятнашку. Все разбегались по площадке, а пятнашка их ловил. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой. Играющий мог спастись от пятнашки, встав на какой-то предмет.

«Съедобное и несъедобное». Водящий бросает мяч всем по очереди и выкрикивает «съедобные» и «несъедобные» слова. Мяч, соответственно, должен ловиться и не ловиться. Прикол состоял в том, чтобы насмешить, словив или сказав какую-то «бяку». Вот уж когда хохотали до боли в животе.


«Классики»
. Как только асфальт освобождался от зимнего снега, он расчерчивался мелом на квадратики. В каждом дворе были свои правила, названия клеток и свои секреты «хорошей битки» (железной баночки из-под гуталина).

«Дочки-матери». Игра считалась «девачковой», но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки. Они были, как правило, солдатами, летчиками, водителями. На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, вернувшиеся с войны мужья.

А еще были: «Море волнуется раз…», «Тише едешь, дальше будешь», «Кошки-мышки», «Чай-чай, выручай!» и много других подвижных игр. Набегавшись, мы могли поиграть спокойно, сидя на лавочке. Например, в «колечко». Все участники садились на скамейке и складывали ладошки «лодочкой». Ведущий брал «колечко»: пуговицу или любой маленький предмет, зажимал в ладонях, и проходил несколько кругов, проводя сложенными ладонями в «лодочках» игроков. При этом он, незаметно, отдавал кому-нибудь «колечко». Затем отходил и говорил: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого было «колечко», должен был быстро встать и выйти к ведущему, а остальные участники должны были его удержать. Если игроку удавалось выскочить, он становился ведущим. Если нет, ведущий оставался прежний.Секреты под стеклом. В земле выкапывалась ямка, в нее складывались «ценности» – обертки от конфет, цветные стеклышки, пуговицы, цацки и прочая детская дребедень. Ну чем не дизайнерское воспитание? Ямку накрывали куском стекла, тщательно маскировали от чужих глаз ветками и листьями. Как бы невзначай спрашивали у подруги: «А хочешь я покажу тебе свой секрет?», а она с неприкрытым восторгом: «Конечно!» Секреты доверялись только самым близким, ведь недоброжелатели могли подвергнуть его вандализму: разбурить, разбить или перенести в другое место.

«Испорченный телефон» – веселая и увлекательная игра. Одна из единственных, дошедших до наших времен. Игра проходила всегда весело, и в конце можно было услышать очень оригинальные варианты.
Зимой сколько развлечений для детей было! Правда, буркну, что и зимы были другие – стабильно три, а то и четыре месяца настоящего снега и мороза. Не то что нынешние – со слякотью и дождями.

Когда убирали снег с дорог, по краям образовывались огромные валы, в которых мы строили лабиринты, ростом с нас самих. Строительство велось целыми неделями: возводились новые ходы, вылепливалась мебель. За эти крепости мы дрались не на шутку: заготовленными снежками мы забрасывали неприятеля, отстаивая свою территорию.

А горки, которые заливались водой! Мы катались до ледяных корок на коленках, по сто раз поднимаясь и съезжая на картонках и резиновых шинах. Вечером горки становились местом встречи детей постарше: они съезжали «по-взрослому» – стоя и цепляясь друг за дружку. Таким образом часто признавались в симпатиях: девочка, за которой чаще всего цеплялись, считалась самой популярной.

Катание на коньках было одно из самых любимых занятий. Дворник заливал обязательно самодельный каток во дворе, на котором мы отрабатывали «вращения волчком» и «пистолетики». Чаще всего коньки не покупались, их давали соседи, сослуживцы, родственники. Нога-то быстро растет, так и ходили коньки от одного к другому ребенку, благо качество было хорошее.
Санки у меня были классические, достались они от родителей – большие и деревянные. Но я так мечтала о современных, железных, как у всех «нормальных» детей. Мы собирались в паровозик и съезжали с горки, кто-то специально валился, и в итоге переворачивался весь паровозик. Это было так весело!

И безусловный «хит» детских зимних забав – снежные бабы. Они стояли в каждом дворе по несколько штук, часто проходили даже конкурсы на лучшую бабу двора. Вместо носов у них были морковки, глаза – пуговицы, на голове ведро. Снег был, что говорится качественный, мягкий и в то же время клейкий, из него легко катались шары.

Вместо живых догонялок виртуальные стрелялки?

С приходом компьютеров, интернета и прочих достижений информационных технологий, дворовые игры отошли в прошлое:вместо живого общения дети предпочитают чатиться и оставлять сообщения в социальных сетях, а вместо «догонялок» играют в современные «стрелялки». На каком-то этапе прервалась эстафета передачи дворовых игр от старшего поколения к младшему. То ли виной тому все та же информатизация общества, когда, сидя дома за компьютером, ребенок получает столько новой информации, что у него пропадает мотивация идти во двор, общаться со сверстниками, то ли мы – взрослые – так увлеклись новым веком, что забыли передать своим детям все самое лучшее и теплое из предыдущих поколений.

Дети выходят на улицу со сверстниками и представления не имеют, во что и как им играть во дворе. Чаще всего они собираются стайками и обсуждают: у кого какой телефон, кто что скачал и когда на рынке появится новый айфон. Да и двор стал местом небезопасным: бабушки, следящие за порядком, куда-то пропали, вместо малышей в песочницах все больше гуляют собачники с ротвейлерами и питбулями, а на детских площадках паркуются автомобили. Мы постоянно читаем сообщения о том, как во дворах, в том числе и школьных, детей убивают машины, поэтому ничего удивительного, что родители боятся отпускать детей на улицу. Двор стал территорией, свободной от детей.

Не знаю как вам, а мне очень жаль, что само понятие «дворовое сообщество» утеряно, а сами дворы стали парковочно-тусовочными местами, опасными для детей. Может, пора, наконец, задуматься о том, как спасти наши дворы и возродить утраченные традиции?

tut.by