Результаты расследования уголовного дела, возбужденного в отношении судьи Светлогорского района Гомельской области Виталия Ващилина, говорят о том, что служители Фемиды сегодня могут совершенно беспрепятственно брать деньги за «правильные» решения.

 

Судья с большим опытом
Указом президента Беларуси Виталий Ващилин был назначен судьей Светлогорского района Гомельской области еще в 2006 году. В 2011 году президент продлил его полномочия еще на пять лет, но из них судья успел отработать немногим более года.
Интересно, что в уголовном деле судьи есть данные о том, что как минимум с 2008 года Ващилин начал брать деньги за принятие правильных решений. Это будет непросто доказать в суде, поскольку кроме показаний взяткодателя этот факт ничем более не подтвержден, но тем не менее эпизод в деле присутствует. И сейчас следователи прорабатывают большой опыт судьи по рассмотрению уголовных дел предпринимателей и бизнесменов. Хоть КГБ и Следственный комитет ничего не говорят о деле, но именно предприниматели обеспечили главный дополнительный доход подозреваемого.

Судью Светлогорского района оперативники КГБ задержали во время получения взятки 17 августа 2012 года, сообщил Следственный комитет, после того, как принял дело к своему производству. Ни о сумме мзды, ни о том, кем и за что она передавалась, СК ничего не сказал, проинформировав лишь, что подозреваемому инкриминируется совершение преступления по ч.3 ст.430 (получение взятки лицом, занимающим ответственное положение). Вся остальная информация была засекречена по той причине, что скандальное дело судьи Ващилина содержит данные, которые фактически дискредитируют судебную систему страны. Но «Ежедневнику» удалось выяснить некоторые подробности дела.

Так, в результате журналистского расследования было установлено, что уголовное дело в отношении судьи возбуждал лично председатель Следственного комитета Валерий Вакульчик (ныне председатель КГБ – прим.Г.Д). По информации оперативников, это было сделано для того чтобы исключить вмешательство в ход расследования высокопоставленных родственников арестованного. Но сама операция началась задолго до ареста судьи.

 

«Презренный металл» как источник коррупции

И мае текущего года сотрудниками по борьбе с экономической преступность УВД Гомельского облисполкома были возбуждены уголовные дела по ч.1 и ч.2 ст.223 Уголовного кодекса (нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями) в отношении известного в Гомеле ювелирных дел мастера, зарегистрированного индивидуальным предпринимателем и имеющим свою ювелирную мастерскую в микрорайоне «Полесье».

Основу дохода ИП составляла приемка лома золота и переработка его в эксклюзивные ювелирные изделия. Однако, согласно белорусскому законодательству, продавать ювелирные изделия из драгоценных металлов, не имеющих пробирного клейма Республики Беларусь или СССР, запрещено. Гомельский ювелир продавал сделанные им золотые изделия без клейма, что и стало поводом для возбуждения дела.

Интересно, что ювелир попал в поле зрения правоохранительных органов вовсе не случайно. В 2008 году он уже привлекался к ответственности за нарушение правил о сделках с драгоценными металлами. Дело было успешно расследовано и передано для рассмотрения в суд Светлогорского района. Но суд на удивление снисходительно отнесся к проступку предпринимателя, хотя статья Уголовного кодекса предусматривала до восьми лет лишения свободы. Ювелир хоть и был признан виновным, но спокойно возвратился к своему любимому занятию. Более того, у него осталось и то золото, которое было изъято в ходе обыска.

Некоторое время ювелирный мастер опасался заниматься незаконной деятельностью, а затем опять начал активно торговать золотыми украшениями без пробирных клейм. На этот раз правоохранительные органы к оперативной разработке криминального ювелира отнеслись более серьезно. В ходе майского задержания у него было изъято 22 золотых украшения, не имеющих пробирных клейм Беларуси или СССР на общую сумму 85 миллионов рублей. По данным правоохранительных органов, ювелир с 2008 года, не имея лицензии на совершение сделок с драгоценными металлами и камнями, изготавливал из лома золота драгоценные изделия, которые реализовывал гражданам Беларуси. В деле присутствует множество эпизодов продажи золотых сережек, браслетов, цепочек, колец. Но главным объектом расследования стал вовсе не ювелир, а тот самый судья Светлогорского района, который рассматривал в 2008 год уголовное дело и принял на удивление мягкое решение для подсудимого. Понимая, что на этот раз выкрутиться будет сложно, ювелир рассказал все.

По словам ювелира, в ноябре 2008 года он заплатил судье Ващилину взятку в 1 200 долларов за то, чтобы он якобы вынес по его делу приговор и назначил наказание, не связанное с лишением свободы. Именно признания предпринимателя и стали поводом для того, чтобы взять судью в оперативную разработку.

 

Судья сидит, но коррупция процветает

Интересно, что для оперативной разработки судьи оперативникам КГБ понадобилось почти два месяца. По данным КГБ, он был задержан с поличным после получения очередной мзды. Однако хвастать все равно особо нечем. Именно в этом причина скрытности КГБ и Следственного комитета, которые дали по делу на удивление скудную информацию.

По признаниям самих оперативников, коррупция в судейском корпусе сегодня процветает и главная проблема заключается в том, что ее крайне сложно выявить, в отличие от коррупции в среде чиновников. Чиновники в основном сами вынуждают бизнесменов и предпринимателей давать деньги, что вызывает естественное неудовольствие последних и желание принять соответствующие меры. Судьи ни к чему не вынуждают, к ним обычно приходят сами: либо подсудимые, либо их адвокаты, либо посредники. Коррупция в среде судей крайне выгодна тем, кто дает взятки, в отличие от коррупции в среде чиновников.

Еще один немаловажный момент: судьи никогда не выходят за рамки предоставленных им полномочий. Уголовный кодекс сам дает им большое поле для маневра. Так, например, в деле гомельского ювелира статья Уголовного кодекса предусматривала наказание от ограничения свободы на срок до пяти лет до лишения свободы на срок до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации. Как видно вилка для принятия решения огромная, а если еще применить различные смягчающие обстоятельства, то вполне можно назначить наказание ниже низшего предела или условно. А можно отправить на нары сразу на 8 лет. Все зависит от решения судьи, которое в любом случае будет находиться в рамках закона. В Беларуси уже не раз поднимался вопрос о том, чтобы максимально уменьшить поле для маневра судей при вынесении решений по уголовным делам. Однако воз и ныне там. По этой же причине в Беларуси практически не выявляется коррупционных преступлений среди судей, хотя о них шепотом говорят многие. Дело судьи Ващилина – это не правило, а скорее исключение из правил — случайный камень, угодивший в огород белорусских судей. И судьба его также зависит от многих случайностей.

Несмотря на то, что судью вроде как взяли с поличным, и что в деле присутствуют аналогичные эпизоды еще 2008 года, судебная перспектива дела, по причинам, описанным выше, весьма туманна. Тем более, что дело будет рассматривать такой же судья, который сразу же примерит «рубаху» на себя.

n1.by