Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» военнослужащие по мобилизации и по контракту фактически были лишены возможности по собственному желанию уволиться с военной службы. Теперь они вынуждены оставаться на фронте и воевать до тех пор, пока либо не будут убиты, либо не получат тяжелые ранения, либо не достигнут предельного возраста пребывания на военной службе, либо не совершат преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 24.09.2022 N 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в свою очередь, введена уголовная ответственность за добровольную сдачу в плен, ужесточена ответственность за самовольное оставление части и неисполнение приказа. Таким образом на законодательном уровне созданы серьёзные препятствия для добровольного отказа от участия в боевых действиях и реализации конституционного права на сознательный отказ от военной службы.
Верховный суд РФ закрепил ужесточенную правоприменительную практику в отношении сдавшихся в плен. В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации N 11 от 18.05.2023 фактически вводится презумпция виновности в отношении тех, кто попал в плен.
Тревогу также вызывают недавние поправки к Федеральным законам «О воинской обязанности и военной службе» и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», которыми вводятся внесудебное временное ограничение на выезд из страны для призывников, изъятие загранпаспортов у граждан, призванных на военную службу, а также иные ограничения за неявку по повестке в военкомат: запрет управлять транспортными средствами, совершать регистрационные действия с имуществом и финансовые операции и другие.
Таким образом, режимом Владимира Путина созданы механизмы для преследования тех граждан России, которые отказываются участвовать во вторжении в Украину и боевых действиях на её территории, пытаются реализовать право на сознательный отказ от военной службы, дезертировать или сдаться в плен. Фактически это означает, что режим получает легальную возможность в любой момент принудительно отправить на преступную войну множество российских граждан.
Очевидно, что один из самых надёжных способов защититься от отправки на войну — покинуть Россию и добраться до безопасных стран. Однако эмиграция — крайне сложный процесс: сухопутные границы со странами Евросоюза фактически закрыты, а упрощённая процедура получения виз отменена. Отсутствуют общие рекомендации по защите сознательных отказчиков, дезертиров, добровольно сдавшихся или попавших в плен.
В связи с вышеизложенным, мы, нижеподписавшиеся антивоенные инициативы, просим Еврокомиссию и Европарламент в рамках соответствующих полномочий и в сотрудничестве с российскими и международными правозащитными и гуманитарными организациями:
1. Рассмотреть вопрос о признании войны России против Украины преступлением против мира для уточнения гуманитарного статуса российских граждан, сознательно отказавшихся от военной службы и участия в войне по убеждениям совести.
2. Выработать и принять единый подход к предоставлению международной защиты для граждан России, которые находятся под угрозой уголовного преследования либо преследуются в уголовном порядке в связи с реализацией права на сознательный отказ от военной службы.
3. Выработать и принять единый подход к предоставлению международной защиты для граждан России, которые были призваны по мобилизации, на срочную военную службу, либо проходили военную службу по контракту, были направлены для прохождения военной службы в воинские части или в зону боевых действий на территорию Украины и которые:
- заявили об отказе участвовать в боевых действиях, исполнять приказы, связанные с участием в боевых действиях против Украины, оставили место прохождения службы (дезертировали) и находятся под угрозой уголовного преследования либо преследуются в уголовном порядке;
- добровольно сдались в плен ВСУ либо уже находятся в плену, заявили о несогласии с военной агрессией России против Украины, отказываются возвращаться в Россию, поскольку могут быть привлечены к уголовной ответственности властями РФ, а также готовы сотрудничать с государственными органами европейских стран и органами международного правосудия и свидетельствовать о военных преступлениях, совершённых Вооруженными Силами РФ.
4. Выработать общие рекомендации по созданию подходящих для вышеуказанных категорий граждан России визовых процедур или проездных документов с целью их транзита в страны ЕС, которые готовы предоставить им международную защиту, в том числе:
- рассмотреть возможность утверждения общих рекомендаций о более широком применении гуманитарных виз и расширении критериев их получения на вышеуказанных категорий граждан России;
- рассмотреть возможность утверждения общих рекомендаций о принятии прошений о предоставлении убежища от вышеуказанных категорий граждан России в посольствах и консульствах стран ЕС в третьих странах;
- рассмотреть возможность утверждения общих рекомендаций по выдаче виз для поиска работы в посольствах и консульствах стран ЕС в третьих странах для легальной миграции квалифицированных кадров из числа вышеуказанных категорий граждан России.
5. Выработать механизмы оказания поддержки, в том числе консультационной и финансовой, профильным организациям и инициативам, которые специализируются на эвакуации из России, создании сети шелтеров, юридической помощи и других мерах поддержки вышеуказанных категорий граждан РФ в России и в третьих странах.
6. Выработать механизмы оказания финансовой и гуманитарной поддержки третьим странам, которые принимают значительное количество граждан России из вышеуказанных категорий, а также тех, кто скрывается от призыва и мобилизации, с целью расширения возможностей этих стран по приёму и интеграции указанных лиц.
Оценка численности тех, кому потребуется международная защита
По данным независимого российского СМИ «Медиазона», с осени 2022 года, когда была объявлена мобилизация, и до конца мая 2023 года в гарнизонные военные суды России поступило около 1 500 дел против военнослужащих, из которых: за самовольное оставление части — 1 347, за неисполнение приказа — 81, за дезертирство — 26 дел.
По оценкам российских правозащитников, количество дезертиров, нуждающихся в международной защите, не должно превышать 1500 человек в год. Количество граждан, призываемых на срочную службу и подающих заявления на альтернативную гражданскую службу не превышает 1500 человек в год, отказ из которых получают примерно 47%. По мобилизованным ни количество заявлений, ни процент отказов не известны.
Отдельно стоит учитывать, что не все сознательные отказчики и дезертиры, столкнувшиеся с нарушением своих прав и/или подвергшиеся преследованию, захотят или смогут покинуть Россию в поисках международной защиты. Зачастую этому препятствуют личные обстоятельства — финансовые, семейные и другие. Кроме того, часть беженцев предпочтёт остаться в третьих странах и не направится в ЕС.
Таким образом, наша предварительная оценка количества граждан, которым необходимо будет предоставить защиту в соответствии с нашими предложениями (за исключением пленных, о которых мы не располагаем сведениями), — не более чем 2 000 – 3 000 человек в год.
Мы, антивоенные, правозащитные и гуманитарные инициативы, правозащитники и активисты, готовы сотрудничать с властями ЕС, чтобы выработать универсальный и эффективный подход к решению вышеуказанных вопросов. Мы также готовы помогать с процессами верификации, консультаций, разработки и распространения методических рекомендаций для тех, кто бежит от мобилизации и призыва.
В связи с этим мы предлагаем Европарламенту и Еврокомиссии создать специальные рабочие и контактные группы, где при участии российских антивоенных, правозащитных и гуманитарных инициатив возможно было бы вырабатывать конкретные шаги и решения для реализации описанных в нашем обращении пунктов. Мы уверены, что именно и только совместными усилиями сможем спасти как можно больше жизней по обе стороны фронта.