Несколько дней в мае стоили немалых нервов католическому священнику из небольшого беларуского города. А заодно – подчеркнули проблемы, с которыми сейчас сталкивается вся система государственного управления в нашей стране.

22 мая 2023 года католический информационный ресурс Katolik.life сообщил, что ксендза из Новогрудка Дмитрия Мальца призывают в транспортные войска менее, чем за месяц до окончания призывного возраста. Эта ситуация сразу обратила на себя внимание по той причине, что прежде католических священнослужителей в армию никогда не призывали – как, впрочем, и православных священников, которые также были освобождены от обязанности прохождения воинской службы.

Дмитрию Мальцу 18 июня исполнится 27 лет, то есть призыву на срочную службу по закону он уже в любом случае подлежать не будет. Тем не менее, в мае ему в военкомате сообщили, что он скоро отправится в армию – и 22 мая в костёле даже прошла служба по этому поводу. Причём первую повестку из военкомата 26-летний Дмитрий Малец получил ещё в конце апреля, а вторую – 22 мая.

В прошлые годы викарий формально также считался военнообязанным, но освобождался от призыва на срочную военную службу по указу Лукашенко. В нынешнем году такого указа не было. Авторы сайта Katolik.life предположили, что «Призыв священника именно в транспортные войска, вероятно, обусловлен тем, что в этом роде войск не обязательно брать в руки оружие. Как правило, военнослужащие здесь выполняют дорожные работы».

Справка:

Ксендз Дмитрий принял священническое рукоположение в 2020 году, служит не только в Новогрудке, но и обслуживает верующих из деревни Любча. В условиях нехватки священников возможный призыв викария в армию мог стать большой проблемой для прихода. После того как по католической среде Беларуси разошлась новость о призыве Дмитрия в армию, многие верующие молились, чтобы викарий остался в приходе.

Однако уже на следующий день благодаря шуму, поднятому в СМИ, власти изменили своё решение. Как написал Katolik.life, настоятель прихода, в котором служит Дмитрий, Юрий Жегарин, сообщил, что Дмитрия Мальца не станут забирать в армию. По словам священника, утром 23 мая викарий прибыл в лидский военкомат, а оттуда был отправлен в Гродно. Там и выяснилось, что ксендза решили не призывать в армию.

Уже 24 мая 2023 года беларуский ксендз Дмитрий Малец, сам пообщался с журналистами. Правда, почему-то выбрал для этого работающий в Беларуси российский пропагандистский ресурс – Sputnik Беларусь.

В частности, Дмитрий сказал:

– Сегодня меня в армию не забрали, но финиша в этой истории ещё нет. Во время последней комиссии в Гродно я пожаловался на здоровье, на давление. В военкомате знали, что у меня есть вопросы со здоровьем. Меня направили на обследование. Я нахожусь в кардиодиспансере в Гродно.

Пока неизвестно, годен я по состоянию здоровья для срочной службы или нет, – после обследования врачи поставят точный диагноз. Если вывод врачей покажет, что я годен, и меня выпишут до 30 мая, то меня могут забрать в армию. Если обследование окажется более длительным, а в конце мая диагноз не будет известен, то меня уже не призовут, потому что закончится время весеннего призыва, а потом, 18 июня, мне исполнится 27 лет.

Я надеюсь, что история с моим призывом закончится благополучно и я смогу продолжить служение в костеле. Мы и так служим Господу Богу, и срочная служба не обязательна для спасения наших душ.

В военкомате Новогрудка журналистам не стали комментировать случай с попыткой призвать действующего священника на срочную службу. Однако известно – и эта тема не раз звучала на разного рода форумах, – что по неофициальной информации на срочную службу в армию в Беларуси планируют также призывать православных священников. Впрочем, информации об этом на сайте Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей пока нет.

Вряд ли, конечно, беларуские власти ставили себе цель призвать на службу в армию католического священника. Им это совсем ни к чему: католикам в Беларуси в принципе не доверяют (вся государственная политика строится вокруг российско-православного дискурса), а католических священников вообще едва ли не прямым текстом обвиняют в работе на Польшу. Так что отправлять «потенциального шпиона» в войска никто бы и не стал. Скорее всего, в этой ситуации мы увидели обычный «казус исполнителя»: сотрудники военкомата в Новогрудке просто стремились любой ценой выполнить повышенный план по набору на воинскую службу, а потому особо не разбирались, кого призывают.

Но это указывает на серьёзные проблемы беларуского государства. Демографическая ситуация печальная, призывать большое количество молодёжи становится всё сложнее просто потому что этой молодёжи с каждым годом становится всё меньше (падение рождаемости + эмиграция). Ещё меньше – здоровой молодёжи, хотя бы относительно пригодной к строевой службе. К тому же любой призыв сильно бьёт по экономике Беларуси, изымая из неё рабочие руки (трудовой ресурс, создающий добавленную стоимость).

С другой стороны, с 2020 года беларуское государство уже не может остановиться – и постоянно наращивает количество людей в погонах, как в репрессивных структурах, так и в Вооружённых Силах. Ситуация усугубляется тем, что на смену внутреннему конфликту (беларуская революция 2020 года) пришёл конфликт внешний (война в Украине), в котором Беларусь оказалась со-агрессором, и в который всё ещё может быть втянута в полной мере. Такая ситуация вкупе с патологическим страхом официального Минска перед «силами НАТО» в Польше и Литве заставляет беларуский режим продолжать наращивать количество людей в погонах. Пусть даже это не имеет никакого ни военного, ни экономического смысла.

«Наш Дом»