Александр Лукашенко не раз заявлял, что выборы в Беларуси проводятся не для заграницы. Конечно, Минску далеко не безразлично, как предстоящие в следующем году президентские выборы в итоге оценит Запад, в частности Евросоюз. Но эксперты подчеркивают, что главное — внутренняя легитимность.
На фоне событий в Украине и использования Минска в качестве переговорной площадки в украинско-российском кризисе ЕС не с руки сильно давить на белорусский режим. С другой стороны, поступиться своими ценностями Брюссель тоже не может.
Президент укрепил свои позиции
Недавно о грядущих в следующем году президентских выборах напомнила Либерально-демократическая партия, которая призвала провести их в марте-апреле 2015 года. По мнению ЛДП, это «оптимальная дата проведения выборов по многим причинам, и самое главное — в это время участие в выборах примет максимальное количество избирателей».
В ЦИК на это предложение отреагировали сдержанно, отметив, что пока не видят веских оснований для переноса выборов с осени на весну.
Собственно, дата проведения выборов особой интригой и не является, в отличие от выбора единого кандидата от оппозиции или того, как во время и после выборов будет вести себя Запад, в частности Евросоюз.
Очевидно, что события в Украине дали Александру Лукашенко те козыри, о которых он вряд ли и мечтал. А оппозиция с ее идеей протеста на площади в день основного голосования проигрывает, еще даже не выйдя на старт избирательного марафона. Мантра белорусской власти «лишь бы не было войны, у нас все тихо и стабильно» на фоне украинских событий ласкает слух большинству белорусов.
Так какую же позицию займет Евросоюз? Ведь в ситуации украинско-российского конфликта, когда Минск стал площадкой для переговоров, в том числе и на самом высоком уровне, называть Лукашенко последним диктатором и вести жесткую линию в отношении белорусского режима как-то не с руки. Но и поступиться своими принципами и демократическими ценностями Запад не может.
Николюк: Запад выборы не признает
Политолог Сергей Николюк полагает, что для Евросоюза, несмотря на украинские события, шкала оценки белорусских выборов останется черно-белой.
«Он может или признать выборы, или не признать их, — сказал эксперт в интервью БелаПАН. — В свете происходящего в Украине, думаю, что ЕС будет реагировать как обычно, хотя бы потому, что у нас в Беларуси с точки зрения проведения выборов ничего не изменится. Не думаю, что Беларусь даст какие-то дополнительные поводы, чтобы выборы были признаны».
При этом Николюк подчеркивает, что белорусские выборы не имеют никакого отношения к тому, что считается выборами на Западе.
«Там конкуренция, как правило, идет между партиями, а у нас — между оппозицией и государством. И пока государство само по себе достаточно консолидировано, у оппозиции нет шансов», — говорит аналитик.
Он подчеркивает, что вряд ли в ближайшей перспективе возникнут предпосылки для распада государства и смены власти в Беларуси.
Даже финансовые трудности на фоне украинских событий уже не кажутся белорусам такими значимыми, как раньше.
«События в Украине и реакция на них белорусского общества девальвировали роль экономики, — подчеркивает Николюк. — В 2010 году главным тезисом власти было то, что зарплата в 500 долларов — это святая цифра, которую власть выполняет. А ведь по обязательствам четвертого Всебелорусского народного собрания у нас должна быть в конце следующего года тысяча долларов средняя зарплата. И уже очевидно, что ее не будет. Но никто об этом и не говорит, у нас об этом просто молчат, словно все забыли».
Николюк отметил, что за январь-июль 2013 года доходы населения увеличились на 19,7%, а за такой же период нынешнего года — всего на 4,8%.
«Темпы роста доходов упали в пять раз, но на рейтинге Лукашенко это никак не отражается. Раньше такого не было. А сейчас люди другим сыты пока. Есть большая вероятность, что эту ситуацию удастся удержать в течение следующего года», — сказал политолог.
В то же время он отмечает, что остается и некая неопределенность, вызванная конфликтом, который сейчас раскручивается между Россией и Западом. Николюк полагает, что это противостояние вряд ли закончится для Москвы успешно.
«Выборы, безусловно, будут проходить под влиянием России. Но в каком к тому моменту состоянии будет Россия, сможет ли она подпитывать белорусскую экономику как раньше? Шанс неопределенности здесь большой, и он может повлиять на события в Беларуси», — подчеркивает собеседник.
При этом он отмечает, что белорусская оппозиция и ЕС могли бы занять одну позицию по какой-либо важной избирательной проблеме и все силы направить на то, чтобы она была решена. Например, это может быть формирование избирательных комиссий.
По мнению Николюка, Запад и оппозиция могут одновременно требовать, чтобы избирательные комиссии на 90% формировались из представителей оппозиционных кандидатов и партий, так как вопрос отсутствия фальсификаций и честного подсчета голосов — важнейший при оценке выборов.
«Они могут назвать критерий формирования комиссий важнейшим и сосредоточиться только на этом вопросе. И если представителей оппозиции будет меньше 90%, то не считать это выборами и не участвовать в них, — сказал политолог. — Возможно, это заставило бы власть шевелиться. Если бы она пошла на эту уступку, то результатом выборов была бы не победа оппозиции, но возможность показать обществу реальные цифры голосования. Оппозиция показала бы, что она в принципе есть».
Однако эксперт уверен, что оппозиция не будет придерживаться такой тактики, потому что «белорусской оппозиции это не нужно».
«Ей не интересно общество, свои стратегии она никак не связывает с ним и с его состоянием, — подчеркнул Николюк. — А Запад выборы не признает, потому что в их проведении ничего не изменить, а голоса не будут считать».
Чаусов: решающее значение имеет внутренняя легитимность
В свою очередь, политолог и юрист Юрий Чаусов полагает, что вряд ли белорусская оппозиция может ставить вопрос таким образом, чтобы находить какие-то общие цели и задачи внутри Беларуси с внешними акторами.
«Вопрос об избирательных комиссиях или какой-то иной — это борьба за честные выборы, — отметил он. — Но бороться за честные выборы может только сильный субъект. И чтобы усилить оппозицию, нужно что-то иное, помимо лозунгов о включении оппозиции в комиссии».
Кроме того, отмечает аналитик, последние изменения в избирательном законодательстве лишь уменьшили возможности оппозиции.
Что касается позиции Брюсселя в белорусском вопросе, то, полагает Чаусов, Беларусь не относится к тем случаям, по которым ЕС жизненно необходимо сформировать единую политику.
«Поэтому будут страны, которые станут вести критическую линию по отношению к диктаторскому режиму в Беларуси, будут те, которые сохранят нейтралитет, — прогнозирует собеседник. — Хотя, конечно, роль Минска как площадки для переговоров между сторонами украинско-российского конфликта будет влиять на эту ситуацию, но я думаю, что не принципиально».
По словам эксперта, «разговора нет о том, что из-за того, что Лукашенко организует тут встречи между Эштон, Порошенко и Путиным, его будут признавать легитимным руководителем государства и его выборы будут признавать».
В то же время, добавляет Чаусов, можно говорить о такой «азербайджанизации» Беларуси.
«Мы видим это на примере Азербайджана, Узбекистана, других стран, когда их руководителей признают диктаторами, выборы там могут вызывать лишь смех, оппозиция на словах поддерживается, но каких-то проектов цветных революций или реальных воздействий на политический процесс не осуществляется», — подчеркнул собеседник.