Белорусский институт стратегических исследований (BISS) реализует новый масштабный проект — «Рефорум», рассчитанный на два года. Образно говоря, в нем возродится «Европейский диалог о модернизации». Цель проекта — создание конкретных предложений реформ в различных областях, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности белорусского общества.
О новом проекте, о перспективах европейской интеграции и трансформации Беларуси рассуждает член совета проекта, директор Центра европейской трансформации политолог Андрей Егоров.
— Какие варианты трансформации Беларуси наиболее вероятны? И возможны ли они вообще?
— Мне кажется, у власти нет никакой готовности к модернизации, никакого движения навстречу реформам не происходит.
Правда, некоторые подвижки наблюдаются в диалоге с Евросоюзом. После визита в Беларусь директора департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннара Виганда объявлено, что белорусское правительство с Евросоюзом готовят предложения по модернизации отдельных сфер: экономики, торговли, инвестиций.
Но в нынешних условиях невозможно говорить о масштабной трансформации страны, поскольку ситуация сегодня по-прежнему законсервирована. Делается это в расчете на получение дополнительных преференций из России: за счет реэкспорта нефтепродуктов, снижения цены на газ, поставки традиционных видов белорусской продукции на российский рынок — источников поступлений вполне достаточно.
— Некоторые политологи считают, что в нынешних условиях для Беларуси наиболее подходит вариант финляндизации страны, который может обеспечить относительную независимость и экономическое развитие…
— Финляндизация — не более чем формула, не наполненная конкретным содержанием. Никто из независимых экспертов не обладает возможностью продвигать свои идеи, в том числе и названную, на уровень государственной политики. Поэтому финляндизация в наших условиях — лишь оперирование интересными концепциями на уровне схоластики, не более того.
— После подписания договора о создании Евразийского экономического союза европейские перспективы Беларуси отодвинулись на задний план. Беларусь взяла курс на построение евразийского пространства, где предусмотрено не только экономическое, но политическое и военное сотрудничество. Как увязывается евразийская интеграция с европейскими перспективами страны?
— Сама евразийская интеграция, несмотря на бравурные заявления высокопоставленных лиц, далека от реального процесса. Основные противоречия между участниками ЕАЭС не сняты.
На нынешнем минимальном уровне взаимоотношений с Евросоюзом никакая евразийская интеграция не может служить препятствием для отношений с ЕС. Любое, даже самое незначительное действие по развитию отношений с ЕС, будет рассматриваться как шаг вперед.
Безусловно, белорусский режим попытается и дальше балансировать между Востоком и Западом, любые проблемы на восточном направлении будут компенсироваться креном в сторону Запада. Сейчас маятник качнулся в сторону Евросоюза, диалог с ЕС набирает обороты, несмотря на наличие в Беларуси политзаключенных. И происходит этот процесс параллельно с евразийской интеграцией.
Если вдруг в перспективе встанет вопрос об ассоциации Беларуси с Евросоюзом, тогда возможно появление противоречий с ЕАЭС, прежде всего в политическом плане. Как это произошло с Украиной, которая прошлой осенью высказала готовность подписать соглашение об ассоциации с ЕС.
— Ожидания, что после вливания Украины в европейскую семью Беларусь получит новый импульс для развития белорусско-европейских отношений, похоже, не оправдались…
— То, что происходит в Украине — только начало процесса. Политическая часть соглашения об ассоциации подписана, но Украина стоит на пороге очень серьезных реформ, которые должны состояться в соответствии с логикой подписанных соглашений. Успешность-неуспешность реформ, степень европеизации Украины будет влиять и на Беларусь. Белорусское общество увидит, есть польза или нет ее от движения в сторону Европы.
Пока же Беларусь остается последним союзником России на Западе, что ведет к продолжению спекуляций статусом «последнего политического союзника России» и получению за это преференций. Вот это сегодня единственный результат украинских событий для Беларуси.