В Витебске запрещают фотографироваться на улице. Тем более — группами.

Ответ такого содержания получил из администрации Железнодорожного района активист Гражданской Кампании «Наш Дом» правозащитник Павел Левинов.

После того, как несколько витебских журналистов и активистов были оштрафованы за фотосессию на фоне городского граффити — изображения, где из клеток вырываются на свободу птицы, правозащитник решил проверить формулировки судебных решений. Поскольку участников фотосессии обвинили в несанкционированном пикетировании, Левинов хотел посмотреть на реакцию местных властей, если обратиться к ним за разрешением на фотографии:

«Я сообщил в районную администрацию, что хочу сфотографироваться с друзьями. Уточнил, что «вид массового фотографирования — перформанс, форма современного искусства, когда произведением являются действия группы», поскольку участники во время фотосессии могут перемещаться, принимать какие-то позы, иметь при себе какие-то вещи… Я предполагал, что мне ответят в соответствии с законодательством о проведении массовых акций. Мол, фотосессия — это не массовая акция. Так как это не собрание, не шествие и не пикет, о которых говорится в законе. Однако, получилось наоборот. Заместитель главы администрации Железнодорожного района Александр Ильмович запретил коллективное фотографирование, назвав его «массовым мероприятием», на основании отсутствия у меня соглашений с милицией, медиками и дворниками!»

Павел Левинов писал в районную администрацию, что хочет сфотографироваться с друзьями возле того самого здания по улице Ильинского, на котором изображено граффити с птицами и клетками. За фотографии в этом месте были оштрафованы журналисты Елена Степанова, Дмитрий Казакевич, Константин Мардвинцев и общественные активистки БХД Татьяна Северинец и Елена Шабуня. В суде у них тоже спрашивали, брали ли они разрешение на фотографирование, которое квалифицировали как массовое мероприятие. Мол, участники собрались в одном месте, с одинаковой целью — сфотографироваться, а при себе имели «реквизит» — бумажные клетки и птицы-оригами. Их использование, по мнению представителя Железнодорожного РОВД, майора Александра Рыбакова, способствовало «высказыванию общественных и социальных интересов» — так написано в протоколах, составленных милиционерам, передает радио «Свобода».

Протокол правонарушения статьи 23.34 КоАП составлен и на правозащитника Павла Левинова. 12 декабря — как раз в тот день, когда он собирался заново сфотографироваться с друзьями, над ним назначен суд.

«Скажите, поедут к нам туристы, если за фотографию на память в общественном месте без письменного разрешения властей можно попасть за решетку на срок до 15 суток?» — пишет возмущенный правозащитник на своей странице в Фейсбуке.

levinov10102014

Источники информации: радыё «Свабода» (перевод на русский язык — «Белорусский партизан»)