Продолжительность минимального трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет в Беларуси увеличена с 5 до 10 лет.
Власти аргументируют это тем, что пенсии нужно из чего-то формировать. Но возможно пришло время для реформы всей пенсионной системы?
Увеличивая стаж для получения трудовой пенсии, власти, безусловно, смогут сэкономить средства. Однако в какой ситуации окажутся люди, которые не отработали необходимое количество лет, задается вопросом экс-министр труда Беларуси Александр Соснов.
– Причины могут быть разными. Например, муж служил, мотался по воинским частям. А для жены работы не было, и в результате она не отработала необходимое количество лет. Стажа нет – пенсии нет. Муж умер, и она осталась ни с чем, – сказал он корреспонденту «Товарищ.online».
Поэтому сам Соснов к увеличению минимального стажа относится «достаточно негативно».
Лидер Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук сообщил корреспонденту «Товарищ.online», что в ближайшем будущем минимальный стаж для получения трудовой пенсии планируется увеличить до 15 лет. То есть намерения белорусских властей вполне понятны. Причины – те же: из-за экономических проблем страны возможности выплачивать пенсии уже не те.
– Если раньше государство амбициозно заявляло, что оно берет на себя социальную защиту всех граждан, независимо от их трудового участия, то сейчас политика меняется, – отмечает Ярошук.
Кроме того, по его мнению, действия властей продиктованы и целью борьбы с трудовой миграцией.
– Сотни тысяч белорусов выезжают из страны в качестве трудовых мигрантов. Вероятно, в решении об увеличении минимального стажа воплощено желание приостановить этот поток. Тем самым власть как бы говорит: уедете и потеряете право на пенсию, надо отработать 10 лет и платить обязательные взносы в фонд социальной защиты, – добавляет лидер БКДП.
Однако, полагает Ярошук, это может как раз спровоцировать отъезд людей, усилить их решимость уезжать за границу: «Если не будет расти уровень заработной платы, не будут увеличиваться пенсии, то наоборот, люди с легким сердцем будут уезжать отсюда».
И, что не менее важно, многие не будут видеть смысла возвращаться в Беларусь, где им «ничего не светит» в плане пенсионного обеспечения. То есть власти приняли очень неоднозначное решение, резюмирует профсоюзный лидер.
В таком случае, возможно есть другой способ усовершенствовать пенсионную систему?
Экс-министр труда заявил: лично он хотел бы, чтобы ее вовсе отменили: «Идеальный вариант – чтобы люди имели возможность отложить к старости нормальное количество денег».
Он отмечает, что банки ненадежны, а государство может ограбить людей, устроив очередную девальвацию.
– Но все равно возможность накопить денег самому мне больше нравится, чем пенсия, которая зависит от прихоти очередного хозяина страны, – утверждает Александр Соснов.
Александр Ярошук говорит, в Беларуси давным-давно нужно было заниматься реформой пенсионной системы.
– Власти ссылаются на опыт развитых стран и говорят, что в Европе минимальный стаж для трудовой пенсии составляет и 15, и 20, и 30 лет. Но это некорректное сравнение, поскольку в Европе совершенно другая пенсионная система.
У нас, по мнению лидера БКДП, наряду с общепринятой солидарной частью должна быть развита и накопительная часть пенсии.
– А она не развивается, потому что это очень ответственное решение. Тогда власти уже не смогут заниматься популизмом, заявляя, что пенсию выплачивает власть. Человек сам будет понимать, что он зарабатывает себе на старость, – считает Ярошук.
Но подобные решения в Беларуси принимать не хотят, и в итоге пенсионеры остаются наиболее обездоленной социальной группой:«Люди с беспокойством, а часто и со страхом ожидают того момента, когда они выйдут на пенсию».
В это же время в европейских странах, на которые ссылается белорусская власть, пенсионеры могут спокойно отдыхать и даже путешествовать.
По словам Ярошука, с одной стороны, можно понять намерения властей в связи с непростым социально-экономическим положением. Но с другой стороны, попытки решать проблемы какими-то точечными мерами, и тем более не до конца продуманными, никакого результата не дадут. А могут и наоборот, усугубить ситуацию.
Поэтому речь необходимо вести о полноценной пенсионной реформе. Она назрела давным-давно, еще лет 15 назад, уверен лидер БКДП. Но чтобы проводить пенсионную реформу и рассчитывать на ее успех, нужно принципиально менять социально-экономический курс государства. Нынешняя модель, которую олицетворяет командно-административная система управления, полностью обанкротилась. Поэтому, говорит Ярошук, речь идет о том, чтобы страна переходила на цивилизованную рыночную модель экономики. В перспективе это позволит гражданам страны иметь и достойные заработки, и, как следствие, достойный уровень пенсионного обеспечения, и достойный уровень жизни.
Надежда Кравчук, «Товарищ.online»