Председатель ЖСПК №964 Ольга Солошкина пошла на крайнюю меру, руководствуясь принципом: «Давайте не гадить под себя!» [а вы «за» или «против» мусоропровода? — обсудим!]
Став председателем кооперативного дома, Ольга Солошкина первым делом заварила мусоропроводы в новенькой панельке. Чем обернулось желание навести чистоту и порядок в 154-квартирном доме и зачем ей все это нужно? Многодетная мама с образованием психолога и логопеда рассказала в интервью «Комсомолке».
— Ольга, пока все обсуждают надо ли заваривать мусоропроводы, вы взяли и заварили. Что стало последней каплей?
— На самом деле во многих новых панельных домах, в том числе высотках, еще до заселения жильцов заваривают мусоропроводы. Посмотрите на наш старый подъезд, в котором мы живем почти 40 лет, где хорошо друг друга знаем — даже он не отличается чистотой. И воздух здесь не самый свежий, а на что похожа камера мусороприемника? К ней подойти на два метра без резиновых сапог и перчаток страшно, — мы встречаемся с Ольгой в старой панельке, в квартире родителей. Не так давно ее семья получила собственное жилье в спальном районе столицы на улице Налибокской. — Даже в родительском доме, где все знакомы, засоры в мусоропроводе порой стоят неделю.
Можно сказать, что там, где убирают, всегда будет чисто. Но дворников — сейчас они называются рабочими по комплексной уборке территории — катастрофически не хватает. Проблема усугубляется в разы…
Когда я стала председателем нашего кооперативного дома, с проблемой мусоропровода столкнулась нос к носу. В нашем новом доме жильцы стали делать ремонты, везде кучи строительного мусора, грязь. Мусоропроводы стали забиваться, дворников не хватает, вонь стояла в подъездах страшная.
«Чтобы прочистить мусоропровод, пришлось резать стену»
— В одном подъезде неделю пахло гнилой картошкой. Жители квартиры на первом этаже не могли находиться на кухне, которая граничит с камерой мусороприемника. Ситуация была отвратительная: лето, жара, начали плодиться толстые жирные мухи.
Заходишь в подъезд — и зажимаешь нос.
Я развешивала объявления с призывами беречь наш новый дом, соблюдать чистоту и уважать друг друга. В пятом подъезде образовался такой затор, что его не могли пробить две недели. Пришлось резать стену: вырезали часть мусоропровода, пробили засор, потом вернули все на место. А через неделю — опять 25. В день заваривания было семь засоров в пяти подъездах! С чем мне пришлось столкнуться — лучше забыть…
— Но как убедить всех жильцов согласиться заварить мусоропровод?
— На все засоры я вместе с сотрудниками ЖЭСа составила акты, затем собрала правление.
Я пыталась себя защитить, зная, что, для того чтобы заварить мусоропровод, нужно стопроцентное согласие жильцов. Но на практике такое невозможно.
Мы попали в ситуацию, когда были вынуждены терпеть неряшество недобросовестных, равнодушных людей, грязь и вонь в новом доме. Почему все должны страдать? Многие были согласны, что мусоропроводы нужно заварить. Почему из-за нескольких человек должны страдать все? И я приняла волевое решение: мусоропроводы заварить. Иначе наш новый дом и мы вместе с ним попросту провонялись бы навсегда. И это притом что на тот момент заселилась только треть жильцов.
— С удивлением слушаю про такие ужасы. В нашем доме в микрорайоне Юго-Запад всегда чисто. Благодаря нашей замечательной дворничихе тете Ане. Когда она летом ушла в отпуск, в подъезде, да, появился неприятный запах…
— Вам на такую тетю Аню молиться надо: чтобы жила долго, была здоровенькой и никуда от вас не ушла. Это скорее исключение, чем правило. Выходит так, что постоянно должен быть человек, который все время будет убирать за недобросовестными людьми.
А если заварить мусоропровод вряд ли жильцы будут вываливать мусор прямо через порог, до такого люди у нас все же еще не дошли.
При отсутствии мусоропровода человек быстро привыкает к тому, что выходя из дома, он должен вынести пакет с мусором. Из квартиры, идя на работу или в магазин, не пойдешь с ведром. Человек вынужден свой мусор завязать в пакет, вынести на улицу и опустить в контейнер. Это первый шаг к чистоте и порядку.
Наши контейнеры пока стоят возле подъездов. Но в скором времени под них отведут специальную территорию с крышей и со стенами. Мы вынуждаем человека вынести свой мусор подальше от того места, где он живет. И это нормально: давайте не гадить под себя.
«Эффективнее создать условия, чтобы люди не мусорили»
— Но есть категория людей, которые не захотят или не смогут купить пакет или донести мусор до контейнера. Например, моей соседке зимой исполнилось 100 лет.
— Но ее же кто-то обслуживает, кто-то о ней заботится. Есть родственники или социальный работник, которые приносят ей еду. Они и вынесут мусор.
Да, есть еще социально неблагополучные граждане, всячески злоупотребляющие, но от таких людей не спасет и мусоропровод, скорее, наоборот. Достаточно одного-двух жильцов в подъезде, которые половину мусорного ведра вывернут возле мусоропровода и спокойно уйдут домой, твердо убежденные: «Я плачу за уборку — пусть за мной убирают».
— Ольга, а зачем вам все это надо? Работали бы себе психологом…
— С работой психолога не сложилось, оказалось — не мое, слишком близко я все принимала к сердцу, пропускала через себя. Но я человек ищущий. Будучи в третьем декрете, поступила в институт повышения квалификации на специальность «логопедия». Сейчас совмещаю работу логопеда и председателя ЖСПК. И обе работы любимые.
К тому же, работая председателем, понимаю, что делаю благое дело, в том числе и для своей семьи. Там, где есть председатель — там есть порядок. Пусть не идеальный, но есть. И команда уполномоченных (помощники председателя. — Ред.) подобралась замечательная: активные, творческие, стремящиеся к лучшему. Мы хотим, чтобы наш дом и двор были красивыми и удобными. Чтобы чувство «Я дома!» возникало не за порогом собственной квартиры, а при въезде во двор.
«Сейчас в мусорных камерах можно хранить велосипеды и зимние шины»
— Неужели жильцы не возмущались, что вы заварили мусоропровод?
— Было дело. Первая реакция была бурной, с обещаниями наказать меня за самоуправство, написать жалобу в санэпидстанцию, исполком… Я всех приглашала на беседу и объясняла, почему совершила такой шаг. Как правило, в результате разговора люди понимали, что это была вынужденная мера, и соглашались: «Так будет лучше». Теперь многие благодарят за это шаг.
После обращения в ЖЭС к начальнику по благоустройству наш дом включили в график ежедневного вывоза мусора. Это небольшая доплата. Зато мусорная машина приезжает даже в выходные, и у нас возле дома чисто.
Наши контейнеры стоят возле подъезда, и дворнику не надо ничего выкатывать. И уборщица у нас появилась — в доме, где нет вонючего мусоропровода работать приятнее. Следовательно, легче найти желающего.
Мы вымыли мусорные камеры с дезинфицирующим средством, повесили на них замки. Сейчас в них можно хранить инвентарь для субботника и хозяйственные мелочи.
В подъезд заходишь — душа радуется. Я считаю, что дом мы просто спасли.