При нынешнем политическом режиме страна нуждается в сильном противовесе авантюризму и погоне за перевыполнением плана графика строительства отечественной АЭС. Пора сдерживать толпу, скандирующую «Одобрямс!», — в этом убеждают многие примеры из истории «мирного атома».
Обоснованную претензию к своевременности и качеству сооружения АЭС по российскому проекту (на примере пуско-наладки Тяньванской АЭС в Китае, растянувшихся на три года), выдвинул, главный редактора журнала «Атомная стратегия», приведя в качестве примера пуско-наладочные работы на Тяньванской АЭС (Китай), растянувшиеся на 3 года. Он же поднял и проблему срыву сроков строительства в России собственной Ленинградской АЭС‑2 и обрушения армокаркаса на ее площадке?
О причинах этого позорного для любой стройки «ляпа» общество до сих пор не проинформировано. Выходит, если атомщикам есть что скрывать, проблемы организации труда при строительстве, монтаже и пусконаладочных работах на ядерных объектах никуда не делись. Трижды прав оказался известный пропагандист науки Владимир Губарев, в книге «Агония Средмаша. От Чернобыля до Чубайса» завершивший свое исследование горькой иронией о том, что с назначением руководителем атомного ведомства России Сергея Кириенко шутка атомщиков о «киндерланде» обретает реальность.
Одного примера с поддержкой этим руководителем современного «Росатома» скандально известного Виктора Петрика, академика Российской академии естественных наук (РАЕН), директора департамента стратегических исследований Академии национальной безопасности России и долгосрочным финансированием (читай — отмыванием средств) при закупке «фильтров Петрика» достаточно, чтобы призвать: «Доверяй, но проверяй!».
Без этих «разборов полетов» было бы опрометчиво верить на слово казенным пропагандистам, постоянно твердящим о совершенстве будущего проекта Белорусской АЭС и надежном его претворении в жизнь опережающими темпами. Тем более, что самого проекта, как такового, нет даже в виртуальном виде. Есть лишь наметки контуров будущего продукта, главный инженер которого не рискнул приехать на недавнюю международную выставку в Минск и принять участие в круглом столе по обсуждению особенностей Островецкой АЭС.
Впрочем, не лучше идут дела и на внешне безобидном фронте создания Островецкой АЭС — так называемых общестроительных работах.
В свое время промышленный журнал «Знак качества» восторженно писал о вкладе белорусской кампании «Бетонмаш» в изготовление, монтаж и ввод в эксплуатацию узла для круглогодичного производства бетонов и растворов общей мощностью 120 куб.м/час на объекте «Объединенная пионерная производственная база строительства АЭС в г.п. Островец Гродненской области» по заказу ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции».
Сегодня директор этой кампании арестован следственными органами. Его фамилия не упоминается. Ни следствием, ни журналистами. Что само по себе странно — фамилия этого подрядчика дирекции строящейся АЭС не скрывалась даже в хвалебных статьях о достижениях фирмы с репутацией «Рогов и копыт». О самой кампании ЗАО «Бетонмаш» известно мало – она зарегистрирована в Минске по адресу ул. Ф. Скорины, 54а, офис 505, Имеет e-mail: [email protected] . На сайте компании фамилии руководителя не было, сейчас стал недоступен и сам сайт. И после этого нам говорят, что процесс строительства АЭС в Беларуси – «транспарентный и открытый»? И молчат о том, что директор ЗАО « Бетонмаш» погорел на том, что «с 14 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года, совместно с неизвестными лицами поместил в бухгалтерский отчет ЗАО «Бетонмаш» заведомо подложные документы о финансово-хозяйственной деятельности руководимого им предприятия.»
По мнению ГУБОПиК МВД, благодаря фиктивным договорам директор незаконно смог избежать уплаты налогов на сумму более 580 миллионов рублей.
По праву налогоплательщика и гражданина хочу знать: Каким боком эти договора коснулись дирекции строительства Островецкой АЭС?
Николай ПЕТРУШЕНКО polkovnik.zapasa@gmail.com