Чиновники и застройщики не хотят встречаться с людьми, когда речь заходит об общественных обсуждениях объектов застройки. Ограничиваются лишь выставлением малоинформативной экспозиции проекта в администрации района либо в школе. Жителям, в свою очередь, предлагают оставить замечания, предложения, возражения в специальной урне либо в соответствующем журнале. Такая практика проведения общественных обсуждений по градостроительным проектам сложилась в Минске за последние месяцы. Она вызывает возмущение общественности. Несмотря на это, чиновники продолжают идти накатанной дорожкой.
Чиновники безмолвствуют
Так, например, не проводилось встреч с жителями улиц Веры Хоружей и Гая, где на месте сквера хотят построить высотный бизнес-центр. Подобная ситуация у жителей улиц Седых и Калиновского. Там прямо посреди зеленой зоны хотят разместить многоэтажку. Никто не встречался и с жителями улицы Карбышева и Логойского тракта. Их зеленая зона может быть отдана под строительство магазина модной одежды, салона красоты и ресторана. Этот список можно продолжать. Лишь когда речь зашла о строительстве многоэтажной гостиницы в историческом центре столицы, чиновники удосужились организовать общественные обсуждения.
Призывом для перехода к подобной практике стали слова главного архитектора Минска Александра Петрова. Ещё летом этого года он высказался за перевод общественных обсуждений в письменный формат. «Общественное обсуждение если и надо проводить, а проводить их надо, хотя в большинстве стран проводится общественное информирование, оно должно быть в рамках четкой процедуры, не дающей возможности перерастания в склоки с выкриками и прочие некрасивые моменты», — заявил тогда Петров.
Это вызвало и вызывает бурю негодования как у общественных организаций, так и у жителей города. По их мнению, такой формат обсуждений лишает граждан возможности участвовать в принятии решений по вопросам развития и благоустройства города. В то же время, говорит эксперт в области экологического права Григорий Федоров, в законодательстве четко не прописано, что в ходе общественных обсуждений должны проводиться встречи с гражданами.
«Есть постановление Совета министров № 687. Там написано, что обсуждения должны быть, но не написано, что обязательно должны проводиться собрания. Просто в Минске общественные обсуждения проектов еще с 2006 года проводились по одному из решений Мингорисполкома, которое предусматривает встречи. Так уже сложилось, что в Минске этот процесс стал обычным», — говорит Федоров.
Отменяя подобные встречи, считает эксперт, чиновники признаются в том, что не умеют работать с гражданами. «Потому что обсуждение, когда просто висит стенд и стоит урна, кидайте туда что хотите, пишите в журнал, что хотите, а потом мы в тиши кабинета будем с этим разбираться — это одно. А когда происходит собрание, нужно уметь держать аудиторию, нужно уметь попросту отвечать на вопросы, останавливать слишком эмоциональных граждан и т.д. Этого представители госорганов просто не умеют делать», — подытоживает эксперт.
Ну не хотят слуги народа общаться с теми, за чей счет они живут, хоть ты тресни!
Представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды смотрят на этот вопрос иначе. Они предлагают проводить встречи лишь тогда, когда в этом есть острая необходимость.
«Если это касается одного-двух деревьев, то организовывать слушанья всего микрорайона нет необходимости. Процедура тут может быть немного упрощена. Но когда вопрос касается застройки и удаления большого количества деревьев, все должно проводиться в полном объеме с приглашением специалистов, гражданам должны быть предоставлены проекты, общественность должна быть проинформирована об обсуждениях заранее. В данном случае должны быть учтены интересы всех сторон», — считает заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис.
По его словам, когда в развитие города готов вкладывать деньги инвестор, то желательно не затягивать эти процедуры.«Вместе с тем, нарушать законодательство и сводить обсуждения к формальности не стоит. И мы всегда работаем с общественностью по данному вопросу», — говорит Лис.
Как работают чиновники с общественностью, можно убедиться на примере застройки парка 40-летия Октября. Минприроды и радо было бы помочь в его защите, но вынуждено подчиняться решениям Мингорисполкома. Хотя формально государственные экологи имеют куда большее влияние на принятие решений, чем городские власти.
Общественность негодует
Отмена публичных встреч — это лишь часть проблемы. Местные жители и экологи часто жалуются на то, что чиновники ненадлежащим образом исполняют действующие законы. Взять хотя бы информирование жителей о проведении общественных обсуждений.
Чаще всего информация о них размещается только на сайтах администраций районов. Иногда публикуется в печати, которую вряд ли кто-то читает. Поди узнай о предстоящей застройке и связанной с ней вырубке зелёной зоны!
Часто бывает, что на общественные встречи выносится один объект строительства, а реализовывается совсем другой. К тому же, законодательство не предусматривает предоставление заинтересованным гражданам протокола общественных обсуждений для последующего ознакомления. Все это значительно затрудняет доступ к информации для общественности.
«Подобная практика приводит к росту социальной напряженности в белорусском обществе и формирует недоверие граждан к государственным органам», — считает координатор кампании по сохранению деревьев экологического товарищества «Зеленая сеть» Марина Дубина.
Согласен с коллегой и защитник Севастопольского парка Виктор Янчуревич: «Власти дистанцируются от населения и проводят общественные обсуждения таким образом, чтобы минимально задействовать в них самих жителей. Те проекты, которые выставляются на обсуждение, в большинстве своем встречают сопротивление местных жителей. Они настолько необдуманные, что просто не могут быть восприняты позитивно местными жителями. Они направлены на уплотнение районов, на вырубку парков и скверов, на превращение Минска в бездушный каменный город».
Проанализировав описанные выше проблемы, экологи-эксперты совместно с местными жителями разработали ряд рекомендаций и направили их в Министерство архитектуры и градостроительства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также в Минский городской исполнительный комитет.
Каким будет ответ чиновников, легко предугадать. Но уже сейчас очевидно, что отменяя встречи с жителями и фактически лишая их права на публичный протест, чиновники сами прикладывают руки к эскалации конфликта.