Конституция 1994 года действует с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года – вот что пишут справочники. Эти референдумы были проведены с нарушениями, они, по сути, незаконны, и все эти изменения придется отменить.
Потому, правильней было бы писать – «не действует». Конституция РБ не действует с тех пор, как она позволила в 1994 году появиться первому президенту, который тут же стал первым диктатором.
Про Конституцию как руководство к действию мы вспоминаем лишь сегодня, потому что когда-то, именно в этот день Верховный Совет 12-го созыва решил, что нам в стране, к общим проблемам, не хватает еще и президента. Президентом планировал стать Вячеслав Кебич, но судьба повернулась немного иначе, и, по сути, самой первый «оранжевой» революцией на постсоветском пространстве была именно беларусская: когда население решило, что им нужен не президент, а свой в доску парень. Парень – уже давно дедушка, а этой «доской» население за свою инициативу получило уже не раз.
Этой воображаемой доской работает и милиция, с которой «Наш дом» сталкивался всё время своего существования. И когда, в момент нарушения наших прав мы заикались о Конституции, милиция отвечала нам: «Мы действуем по Закону о милиции, а если вам что-то не нравится, то потом обжалуете». Наша борьба не сильно вдохновляла других, права человека защищать народ Беларуси особо не спешил, и теперь уже есть такие, кто никогда ничего не сможет обжаловать – те, кто погиб от рук своего в доску дедушки. Такие, как Захаренко, Гончар, Карпенко, как Тарайковский, как Ашурак, как Пушкин – портретами тех, кто уже не воспользуется никакой частью Конституции страны регулярно пополняется мемориал «Вахта света» в Вильнюсе.
Но есть две статьи, которыми нам удавалось пользоваться.
Это 62 и 27я.
Против них даже милиционер почему-то ничего не мог возразить настойчивому правозащитнику.
Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
В данном случае «другой представитель» – это любой человек. Важно было только, чтобы и ты был настойчив в требованиях, и другой представитель – тоже. И тогда у тебя появлялся дарованный божественной Конституцией адвокат, защитник и покровитель. Да, он мог не знать законов, но он мог видеть нарушения и только своим видом приостанавливать 90 процентов из них, потому что две головы всегда лучше, чем одна. Раньше это работало.
Но если это не помогало, то на помощь приходила 27 статья:
никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Она часто внушала страх неопытным начинающим репрессионерам – как можно репрессировать человека, если он просто твердит «в соответствии со статьёй 27 Конституции РБ я не буду свидетельствовать против».
Это кажется какой-то теорией, но приведем самый простой и безобидный пример: статья работает даже в случае, если ваш родственник наездил вам под камерами штрафы на вашем автомобиле, а вы можете доказать, что это были не вы. А рассказывать, кто это был – вы не обязаны, потому что 27 статья Конституции РБ. Ищите его сами.
Успеха в изучении Конституции, она интересная.