Рынок труда в сельской местности весьма ограничен. У живущих здесь людей не получится работать программистами, пиарщиками, копирайтерами – куда больше нужны доярки, слесари, животноводы и агрономы. Конечно, еще в цене доктора, учителя, продавцы, но их зарплаты вряд ли могут сравниться с городскими. Рассказываем о профессиях и заработке в беларусской деревне.

Одно из самых популярных мест работы на селе – это сельскохозяйственное предприятие. Чаще всего они принадлежат государству, и зарплаты там невысокие, даже маленькие. Чуть больше везет трактористам и комбайнерам во время уборочной страды. А ведь на предприятиях, кроме них, работают еще и бухгалтеры, экономисты, секретари, уборщики, техники и многие другие. Лишь немногие преуспевающие хозяйства могут похвастаться высоким уровнем дохода. В агрогородках, где они находятся, работают школы, детские сады, есть больницы и современные дома культуры со множеством секций и кружков для подрастающего поколения. Однако таких населенных пунктов едва ли наберется десяток на всю республику. Абсолютное большинство хозяйств республики убыточные, и у специалистов лишь одна мысль – как быстрее уехать оттуда.

После окончания БГАТУ в 2016 году Иван попал по распределению в Браславский район. На местном сельскохозяйственном предприятии ему обещали жилье и 380 рублей зарплаты. Однако по факту столько молодой менеджер-экономист так и не получил. Сначала это было 270 рублей, затем – и вовсе 55 рублей, а остальное отдавали колбасой и другими продуктами. Тяжелым было и положение в хозяйстве: за долги здесь отключили электричество. А дом, где жил специалист, не имел даже мебели и нормального отопления.

В 2018 году выпускник Полоцкого аграрно-экономического колледжа Василий Найденок отправился работать главным бухгалтером в КУСХП «Мишневичи» Шумилинского района. Здесь его заставляли не только работать без зарплаты по несколько месяцев, но и нарушать закон, начисляя рабочим зарплату без перечисления обязательных взносов в Фонд социальной защиты. Уголовное дело, как ни странно, возбудили против работника.

Еще один выпускник колледжа, Дмитрий Яшин, попал по распределению в колхоз «Сиротинский» в Шумилинском районе. Оклад здесь обещали всего 189 рублей, но так как больше нигде найти место он не смог, то решил остаться. Позже Дмитрий вспоминал: отработка стала для него сроком заключения, где он стремился только побыстрее выйти на свободу. Жить ему пришлось на 210 рублей в месяц, 60 из которых уходили на оплату жилья, еще столько же на бензин. Когда парню не доплатили даже до минимальной зарплаты, он обратился в Министерство труда и соцзащиты, а затем в суд. В итоге у Дмитрия получилось отсудить компенсацию и зарплату, а также получить свободный диплом – невиданную роскошь для 99% выпускников.

Артем работает ветеринаром в агрогородке Кищина Слобода в 14 километрах от Борисова. Шесть лет он провел в сельхозпредприятии, но потом уволился, не выдержав давления. Здесь он занимал должности ветврача и осеменатора и зарабатывал за это около 700 долларов. Его работа постоянно становилась объектом абсурдных проверок, на которых спрашивали, например, сколько коров доятся из четырех сосков. На этом же предприятии трудилась и его жена, правда, зарплата Анастасии была куда меньше – всего 550 рублей. В агрогородке молодая семья купила дом за 10 тысяч долларов – удалось это только благодаря тому, что Артем стал работать на себя. Ведь с зарплатой ветврача и осеменатора копить на жилье пришлось бы больше десяти лет. Жизнь в деревне, признается мужчина, недешевая: только стоимость дров для обогрева жилья обходится в 1000 рублей за сезон.

Молодой специалист Вадим работал главным бухгалтером в сельхозорганизации в агрогородке Леонишено Верхнедвинского района. Его жена Анастасия – фельдшер-акушер, но сейчас в декрете. Предприятие выделило семье квартиру с современным ремонтом. Пару все устраивало, даже хотелось остаться в сельской местности. Однако после рождения ребенка Вадим задумался о переезде: врачи в деревню попросту не доезжали, развлечений для малыша не было. Да и зарплаты в 1100 рублей на семью из трех человек не хватало. Очень редко в организации платили по 1600-1700 рублей. Куда больше работников получали всего 500 рублей.

Конечно, в селе есть возможность работать и в других отраслях, например, в школе. Но и деревенским учителям живется несладко. Нагрузки у них не меньше, чем у городских коллег, хотя классы в сельских школах маленькие. Все за счет предметов: один учитель может вести сразу две или три учебные дисциплины. Но заработать на этом все так же нельзя. Александр Козак приехал в деревню Заслоново Лепельского района в 2012 году. Здесь он преподает информатику, математику и физику. А еще организует походы и поездки для учеников, поет с ними песни и подсказывает, куда поступать. За свою работу в конце 2018 года Александр получил 700 рублей. До 120 из них стоят коммунальные услуги. Еще 25 рублей учитель платил за аренду служебной квартиры. По счастью, учитель горит своим делом настолько, что даже лето проводит вожатым в оздоровительном лагере.

А вот Ирине Кварацхелиа, которая в 2018 году попала по распределению в сельскую школу в Брестской области, повезло меньше. Она работала в учебном заведении на две ставки, а еще брала нагрузку педагога-организатора, вела театральный кружок – и все равно зарабатывала всего 600 рублей. Вдобавок, у руководства постоянно возникали претензии к ней – то по поводу одежды, то касаемо желания провести мероприятие в школе. Жить девушке пришлось в соседней деревне – в той, где она работала, для педагога не нашлось ни квартиры, ни комнаты.

Алена распределилась в деревню Миловиды Барановичского района после окончания Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина. Здесь она училась на биолога, мечтала о том, что будет работать на производстве или в науке. Но в итоге попала по распределению в сельскую школу, где всего 52 ребенка. Жилье в деревне найти не удалось – Алене пришлось снимать квартиру в Барановичах и вставать на работу в 5:40 утра, а назад добираться на попутках. Квартира обходилась девушке примерно в 250 рублей, а общая зарплата была 600 рублей. Отчасти именно поэтому Алена решила не отрабатывать распределение до конца, а поступить в магистратуру спустя год.

Еще одна востребованная профессия в селе – врач. Во многих районах Беларуси сейчас не хватает квалифицированных медиков, особенно ощутима эта проблема в деревнях. Здесь есть несколько типов лечебниц: больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты. В отдаленные малонаселенные деревни врачи ездят дополнительно на автомобилях. Чаще всего в сельскую местность медики попадают по распределению и спустя пару лет (или же пять, для «целевиков») уезжают, а на их места приезжают новые. Причины такой миграции все те же: низкая зарплата, хамское отношение со стороны руководства, отсутствие удобств и развлечений в деревнях.

В 2019 году сельский врач мог заработать в рамках 500 рублей. Подъемные можно было получить в 150 рублей. Нередки случаи, когда врачам не предоставляли жилье, но обещали компенсировать затраты – правда, и это не выполняли, ссылаясь на отрицательный баланс больницы. На молодых специалистов взваливали дополнительную нагрузку, например, ночные дежурства. После таких мытарств у медиков появляется желание только уехать из страны и навсегда покончить с медициной.

Не лучше живется и сельским соцработникам, сельским продавцам, слесарям, работникам лесхозов. Средняя зарплата в лесхозе колеблется в районе 500-700 рублей. Меньше всего (619 рублей в среднем) получают работники лесного хозяйства в Минской области. Больше всего повезло с зарплатой сотрудникам лесхозов в Могилевской области (чуть больше 780 рублей). Зарплата продавцов в автолавке также составляет 700 рублей – а ведь работникам сельской торговли нужно ездить по отдаленным маршрутам, разбитым дорогам, в дождь и снег. Они не сидят в чистом магазине за кассой, в отличие от коллег в городе, но получают гораздо меньше. Социальным работникам и в городах назначают зарплату в 450-500 рублей (чуть выше минимальной). А в деревнях их услуги еще более важны, ведь здесь достаточно одиноких пенсионеров, к которым дети не могут приезжать часто из-за работы в городе. И старикам зачастую нужна помощь не только в уборке и покупке продуктов, но и в растапливании печи, прополке огорода, чистке снега возле дома, починке забора. На соцработника возлагаются и многие другие функции, например, нанести воды, отремонтировать крышу или печную трубу. Эту работу сельчане выполняют из самых добрых побуждений – иначе они бы давно перестали помогать пожилым людям.

Лукашенко не раз поручал поднять сельчанам зарплаты до достойного уровня. Однако, как мы видим, представители большинства профессий в деревне не имеют возможности заработать выше минимальной зарплаты. А даже если такое удается, то огромная часть этой суммы идет на аренду жилья и проезд, чтобы добраться до работы. Получается, трудясь в селе, беларусы не могут заработать ни на квартиру, ни на машину, ни на достойную жизнь собственным детям. Нелегитимное государство превратило людей в настоящих рабов, а село – в концлагерь с бесплатным трудом и устроило круговорот бедности, вырваться из которого очень непросто.