Как и любое другое государство, Беларусь не изолирована. По крайней мере на данный момент. А после победы над режимом опыт соседних стран будет для нее особенно востребован. Сегодня мы рассуждаем о внутренней политике Литвы с литовским политиком, одним из соучредителей литовской Партии свободы Андрюсом Алманисом.

В Литве, как и в любом другом нормальном демократическом государстве, одни партии и движения появляются, потом исчезают и образовываются другие. Это нормальный процесс политической эволюции.

Но бывает иногда, что некоторые люди опасаются, что приходят какие-то политические силы, которые могут поменять главное политическое направление Литвы вплоть до сдачи независимости. Я такой угрозы абсолютно не вижу, хотя, конечно, всегда надо быть на чеку: демократия — это не то, что один раз отвоевал и всё. Всегда надо наблюдать и бороться. Политическая борьба — это нормальное явление, вражеские силы постоянно что-то делают, чтобы помешать нашей нормальной политической жизни.

Постоянно появляются какие-то новые силы, которые в очередные выборы набирают немало голосов. Люди, которые считают себя патриотически, демократически настроенными, почти после каждых выборов бывают встревожены, что появилась какая-то откровенно прокремлёвская партия и набрала много голосов. Но если смотреть объективно, то это не совсем так. Почему появляются новые партии? Потому что всегда бывают какие-то проблемы, кризисы, и время от времени приходит потребность создать новое политическое движение, чтобы сделать жизнь лучше. И уж точно нельзя считать всех людей, которые в эту партию вступают и которые будут симпатизировать ей, прокремлёвскими и что они хотят в Россию и назад в СССР.

Изначально так получилось, что две самые большие партии в начале нашей независимости были консерваторы и социал-демократы, которые по принципу маятника после выборов друг друга сменяли. Но в данный момент это уже поменялось, и после прошлых выборов большинство набрала партия аграриев-зелёных. Это левая партия, популистская с наклоном в зелёную политику. Она позвала в правящую коалицию «Союз поляков», «Партию труда», также не была в оппозиции партия «Порядок и справедливость» и другие партии поменьше, которые можно назвать маргинальными.

Кстати, коммунистическая партия по литовским законам запрещена, потому что запрещены коммунистическая и национал-социалистическая идеологии и их символы.

И вот прошлой осенью после очередных новых выборов во власть пришла новая коалиция во главе с той же партией консерваторов, также в коалицию входит «Союз либералов», «Партия свобода», одним из учредителей которой я являюсь. Вот эти три партии входят в правящую коалицию, а партия аграриев-зелёных вышла в оппозицию, как и партия социал-демократов, хотя она много лет были на первом-втором месте. То есть партия аграриев-зеленых выбила социал-демократов из позиции главной левой партии.

Наша «Партия Свободы» появилась 2 года назад после большого кризиса, который случился в союзе либералов. Спецслужбы поймали председателя с большой суммой денег. Он, конечно, сразу подал в отставку и была большая угроза всей партии. Потом несколько раз поменялись председатели и пришла нынешняя председатель Виктория Чмилите – Нильсен,  которая сейчас после выборов является председателем сейма. Партия опять стала на ноги, но какая-то часть союза либералов решила продолжать своё дело вне этой партии. Так создалась «Партия Свободы», но при этом она находится в коалиции с союзом либералов.

Сейчас политическая жизнь Литвы продолжается, и с весны этого года начались разные кризисы. Кризис с пандемией начался ещё прошлой весной. Каждое правительство борется как кто сможет, и в Литве борьба сCOVID идёт более-менее успешно. На правительство аграриев-зелёных вместе с другими коалиционными партиями выпала честь начать борьбу против COVID и они более-менее с этим справились, но уже перед выборами распустились и начали готовиться только к выборам, и число заражённых очень резко увеличилось.

В последнее время начались массовые протесты против мер ограничения и против введения паспорта возможностей. То есть после 13 сентября, если человек не вакцинировался, то необходимо каждые два дня делать ПЦР тест. Этими протестными настроениями пользуются разные политические силы, которые хотят создавать партии, откровенно связанные с Кремлем.

Второй кризис — это так называемый кризис беженцев. Лукашенко разозлён, что Литва была лидером по введению санкций после случая с посадкой самолёта. Среди этих протестующих “маршистов” тоже некоторые критикуют нынешнюю власть, что она не умеет справляться с такими кризисами и надо договариваться с Лукашенко, что абсолютно невозможно. Также появилось движение семей-традиционалистов против ЛГБТ и против стамбульской конвенции.

Несмотря на многие провокации, у литовцев есть «инстинкт независимости». Неважно, левых ты взглядов или правых, либерал или социал-демократ. Большинство людей имеет этот инстинкт свободы, инстинкт  независимости и это довольно сильно.

Литва показывает лидерство и во внешней политике, хотя мы встречаем и критику, и некоторые даже смеются, что Литва — маленькая страна, а прыгает против Китая, России, Беларуси. Мол, нам надо тихо-мирно сидеть в улочке. Так не будет, даже если будешь самым тихим-мирным, то ещё быстрее тебя съедят, а так можно хотя бы побороться. Если ты думаешь, что будешь не сопротивляться агрессору и от этого будет меньше убытков, то это иллюзия, так не будет.