Государственная пропаганда Беларуси часто говорит людям о «бесплатном» образовании и медицине в нашей стране. «Наш Дом» уже неоднократно показывал примеры «бесплатной» медицины, особенно жизненно необходимых и дорогостоящих процедур. Сегодня хотелось бы поговорить о «бесплатном» образовании. Точнее будет сказать, об обучении на бюджетных местах ПТУЗов, СУЗов и ВУЗов.
В чем подвох?
Одаренный выпускник школы сумел поступить на бюджетное место ВУЗа. Казалось бы, это повод для радости и гордости. Такому студенту будет назначена стипендия и, скорее всего, будет выделено место в общежитии при необходимости. В отличии от платных мест на курсе, студенту или его родителям не придется выкладывать кругленькую сумму за обучение каждый семестр.
И вот позади годы нелегкого обучения, полного недосыпов, лишений и усталости. Отгремел выпускной бал, а в руках новенький, пахнущий типографской краской диплом. Перед молодым специалистом теперь открыты «голубые дали»? Отнюдь. Впереди его ждет так называемая «отработка» (то есть работа по принудительному распределению) на определенный срок и на условиях государства.
Если же вчерашний студент откажется ее проходить, ему будет выставлен счет за весь период «бесплатного» обучения.
Такой вид принудительного труда регулируется сразу несколькими законами и подзаконными актами, основной из которых — Кодекс Республики Беларусь об Образовании.
Часть 3 ст. 83 этого документа гласит: «Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, обязаны отработать сроки обязательной работы по распределению, установленные настоящим пунктом».
Срок обязательной работы по распределению два года устанавливается для лиц, получивших:
- среднее специальное образование, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование, и лиц, которые отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования;
- высшее образование I ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
- высшее образование II ступени, если для получения высшего образования II ступени они были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование.
Срок обязательной работы по распределению один год устанавливается для лиц, получивших:
- профессионально-техническое образование, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
- среднее специальное образование, если они отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
- высшее образование II ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование, и лиц, которые для получения высшего образования II ступени были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета.
Проще говоря, все бакалавры, магистры, аспиранты, а также специалисты со средним специальным образованием «попали» на 2 года рабства, а с профессионально-техническим – на год. Кроме того, пять лет будут отрабатывать студенты, которые учились по целевому направлению, а также выпускники педагогических, аграрных и спортивных классов. После СУЗа «целевики» отрабатывают три года, а после ПТУЗа — два.
При этом выбора у выпускников особо нет: работать будут там, куда пошлют и на той должности, которую укажут.
Особенности национального распределения
Справедливости ради стоит отметить, что пойти на «распределение» в то место, в которое хочется и в которое берут, все же можно, но при этом власть, как и в любой сфере жизни беларусов, устроит для молодого специалиста «бег с препятствиями»
Если выпускник сам нашёл организацию, в которую хочет распределиться, ему нужно принести в ВУЗ письменный запрос на распределение, причем обязательно в соответствии со специальностью. Такие запросы удовлетворяются лишь в исключительных случаях:
- выпускники включены в банк данных одарённой молодежи и банк данных талантливой молодёжи;
- запросы поступили из организаций, в которых эти выпускники проходили производственную и преддипломную или преддипломную практику;
- отсутствуют места работы согласно заявкам, которые поданы в вуз организациями-заказчиками кадров.
Если вчерашнего студента не «минула чаша сия», он будет вынужден сыграть с государством в лотерею: для него будет выбран регион и должность, на которой он проведет незабываемые год-два-пять. При этом регион, где молодой специалист будет отрабатывать «бесплатное» образование, может быть совсем не тем, где он постоянно зарегистрирован: исключение сделано для специалистов, имеющих несовершеннолетних детей на иждивении, супружеских пар, где и муж, и жена являются выпускниками, инвалидов, а также тех, кто официально ухаживает за родственниками-инвалидами.
При вынужденном путешествии в другой регион государство далеко не всегда предоставляет молодому специалисту жилье и не обязано компенсировать стоимости его найма. Молодой специалист может подать заявление о том, что нуждается в социальном жилье на время отработки, но выделить такое жилье или нет – решают исключительно чиновники, которым, по большей части, плевать на граждан нашей страны.
Даже если выпускнику повезло получить от властных «щедрот» временное пристанище, он всегда должен быть готов к худшему: людям предоставлялись «квартиры», оккупированные плесенью, слизнями и тараканами. Конечно же, человек всегда может отремонтировать жилье, принадлежащее госфонду за свой счет.
Цена вопроса …
Сколько же будет получать молодой специалист вдали от дома, в чужом и неуютном углу? На сегодня минимальная зарплата в Беларуси составляет 400 рублей. Молодым специалистам положены также мизерные надбавки, которые все вместе вряд ли потянут на пару базовых.
Для молодых учителей «потолок» на время вынужденного рабства – 600-700 рублей, врачи могут получить до 800-900 рублей. Меньше всего повезло работникам сельского хозяйства: обычно их отправляют на отдаленные и убыточные хозяйства, где они будут вынуждены трудиться от зари до зари за зарплату чуть выше минимальной.
… и цена «вольной грамоты»
Может ли молодой специалист избежать подобной участи: работать за копейки у черта на куличках Теоретически да. Первая из возможностей – получить так называемый «свободный диплом».
Получить «свободный диплом» имеют право некоторые категории выпускников: сироты, инвалиды, беременные женщины и матери (отцы) детей до трёх лет. Полный список льготных категорий представлен в п. 6 83 ст. 83 Кодекса об Образовании. Документы, подтверждающие такую возможность, нужно будет заранее подать в комиссию по распределению учебного заведения.
Также «свободный диплом» выдается в том случае, если ВУЗ не смог найти для выпускника места для распределения. Надеяться на это не стоит: сегодня в Беларуси распределяется 99% вчерашних студентов «бюджетки». Однако всегда есть вариант «занести» нужному человеку в комиссии и попасть в желаемый 1%, всеобщую коррупцию никто не отменял. Но рассчитывать на то, что удастся обойтись «малой кровью», не приходится: жадные чиновники выдоят молодого специалиста досуха.
Вторая возможность не шататься несколько лет по чужим углам – это оплатить полную стоимость бюджетного обучения. На фото представлен договор со студентом БГЭУ в 2021 году. Указанные суммы можно смело умножать в 2-5 раз.
О сумме получения «вольной грамоты» абитуриенту никогда не скажут просто потому, что точных сумм нет. Если выпускник заявит о своем желании оплатить «бесплатное» обучение, ему будут стараться насчитать как можно большую сумму.
В 2018 году произошел прецедент, когда студент за 3 курса обучения в БНТУ заплатил более 25000 рублей! Среднее образование обойдется дешевле – около 5000 рублей за полный курс обучения в СУЗе или ПТУзе.
Поэтому если кто-то из сегодняшних студентов рассчитывает выкупиться по окончании обучения, то проще сразу же переводиться на платное обучение: если общий курс образования закончен менее, чем на 50%, «вольную грамоту» покупать не придется.
От уплаты будут освобождены дети-сироты и беременные женщины. А вот лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе, супруга или одного из родителей, имеющих инвалидность I или II группы, или ребенка-инвалида, освободят от выплаты только в том случае, если невозможно будет предоставить новую работу, учитывающую возникшие обстоятельства.
Третий вариант избавиться от государственной кабалы – уйти в декретный отпуск для девушек или отслужить в армии для парней. Декрет и служба по призыву будут учтены в срок «отработки». Здесь кроется очередной подвох: современные женщины очень часто хотят сначала сделать карьеру и стать значимым специалистом в своей области, а уж потом заводить семью.
Что касается парней, то они всегда предпочтут учебу службе, а особенно той службе, откуда можно и не вернуться живым и здоровым. Поэтому они сначала заканчивают обучение, а на последнем курсе женятся, становятся отцами, иначе идти служить все равно придется, вплоть до окончания призывного возраста.
«Наш Дом» о рабстве и государственном беззаконии
МЦГИ «Наш Дом» уже не раз в своих публикациях поднимал вопрос так называемых «отработок»: вместо того, чтобы помочь молодым и одаренным специалистам, их загоняют в максимально дискомфортные, невыгодные условия не жизни, а выживания.
В далеком 2014 году мы приводили слова завкафедрой правоведения Белорусского государственного экономического университета Георгия Шишко: «Сейчас при поступлении всех знакомят с тем, что на бюджетной форме обучения по окончании есть обязательное распределение. Абитуриенты и поступившие знают, что они обязаны отработать по направлению не менее двух лет».
Как же быть тем, кто не в состоянии оплатить полный курс своего обучения, а тем более – «отработку»? В 2015 выпускница юридического факультета ГГУ имени Франциска Скорины поделилась опытом «отработки» на автомойке: «Признаться честно, было противно работать там. Вечно мокрая, в резиновых сапогах… Не место там женщине, хотя там нас много. На автомойке как в армии: все ругаются матом и ждут что-то вроде дембеля».
В последний раз «Наш Дом» указывал на эту позорную практику совсем недавно: мы писали о несовершенстве и непривлекательности системы образования Беларуси:
«Еще одна причина, по которой студенты не хотят учиться в Беларуси – это необходимость отработки после университета для всех, кто учился за средства бюджета. Иными словами – за образование человеку нужно заплатить рабским трудом зачастую за низкую зарплату в отдаленных городах и деревнях. Молодые специалисты, не желающие отрабатывать, должны выплатить государству от 10 до 20 тысяч долларов (для выпускников военных и милицейских вузов). От уплаты точно освободят детей-сирот и беременных женщин. Всем остальным, даже людям с инвалидностью и тяжело больным, должны предоставить новое место отработки. Свободный диплом – то есть возможность не работать на государство после университета – практически не выдают. В Беларуси распределяются 99% выпускников университетов и колледжей.
Отметим, что такая практика была распространена в СССР. Отказываться от нее государство не планирует – для чиновников распределение – это способ «закрыть» прежде всего финансово непривлекательные вакансии. Молодому специалисту, даже если он не планирует оставаться на предприятии или в учреждении, все равно придется это сделать, а после его заменят другим. Словом, как в исторические времена: один крестьянин уходит от барина, а другой занимает его место».
Практика подобных «отработок» — это узаконенное на государственном уровне рабство: оброк, барщина и продразверстка, собранные вместе и выраженные в годах жизни молодых беларусов.
Безусловно, после скорого падения этой власти, подобная унизительная практика будет отменена, а образование талантливых выпускников будет реально компенсироваться за счет средств бюджета, а не унизительного труда специалистов, которым как воздух необходима «путевка в жизнь».