Как только стали известны результаты зачисления студентов в вузы Беларуси, в жизнедеятельность системы образования вмешался президент Лукашенко. Он поручил серьезно ее проанализировать и определить перспективы развития. Как и куда двигаться?
О кризисе национальной школы и назревших реформах Naviny.by беседуют с экспертом в сфере образования Светланой Мацкевич.
Страна победившего совка
По мнению Светланы Мацкевич, понятия «стабильность, стагнация и консерватизм» лучше всего описывают состояние современной системы образования Беларуси. В то время как стремительно развивающийся мир бросает человеку всё новые вызовы и проблемы, национальная школа готовит белорусов для жизни в прошлом веке. И проблема кроется не в способах и объеме передачи знаний — с ними-то у нас все хорошо, а в сути обучения.
Для успешной жизни в современном мире человек должен уметь анализировать, мыслить и придумывать новое, а не только ретранслировать старые знания. Это как у Макаревича: «Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».
— Светлана Алексеевна, что, на ваш взгляд, сейчас происходит с нашей системой образования?
— О качестве образования судят по тем элементам новизны, которые система в состоянии человеку дать. Причины, почему мы сейчас имеем такую картину, кроются в начале 90-х годов, когда проектировались различные реформы системы образования. Мы могли запустить такую систему, которая отвечала бы современным требованиям — это концепция Национальной школы. На то время, к сожалению, чиновники на наши замыслы смотрели как на утопию, в чем и обвиняли наших лоббистов. С нашей концепцией конкурировала официальная, исходившая от Министерства образования и правительства. И последняя сейчас реализована практически полностью.
Консервативная концепция победила за счет управленческих решений. У нас в советское время никто не воспитывал и не готовил реформаторов. Мы не знали, как делать эти реформы в 90-е годы и действовали как слепые котята. А чиновники реформ боятся. Им легче принять старую систему норм и по ней работать.
— Но если по сути мало что изменилось, почему и тогда и сейчас столько говорят о реформах?
— Реформы превратились в моду. Они реализовываются в изменении формы: меняют сроки обучения, названия учреждений, технологии, методики, систему баллов. Но без изменения содержания качество не меняется. Если нет новизны, то старое содержание обволакивается в новую форму. И нужно различать реальность и ту картинку, которая создается СМИ, политиками и чиновниками для народа.
— Какая идея была в основе вашей концепции Национальной школы?
— Так как Советский союз распался, мы размышляли: а каким должно быть новое поколение белорусов? Закладывалась идея формирования особой нации, качественной, национально ориентированной, с теми характеристиками, которые не свойственны советскому народу.