Говорят, ученье – свет. Однако опыт белорусских студентов показывает: сколько не учись, одна из самых реальных перспектив совсем не светлая – безработица. Вот и Марина, закончив ГГУ имени Франциска Скорины юридического факультета, мечтала работать по специальности. Но ее резюме привлекло внимание только нескольких работодателей, которым ее знания в праве были совершенно не важны.
В поисках работы девушка находилась примерно полгода. «Проститутки сейчас более востребованы, чем специалисты с высшим образованием», — шутит Марина. Как показало время, ее диплом не впечатляет даже работодателей, которые ищут официанток. Им важнее наличие трудовой книжки. Что уж говорить о вакансии юриста (чтобы ее получить, требуется опыт работы не менее 3-х лет)!?
ОТРАБОТКА НА АВТОМОЙКЕ
Поэтому от безысходности Марина устроилась работать автомойщицей.
-А куда было деваться? Жить надо же за что-то, — делится девушка. — Сразу предупредили, что трудоустраивать официально не будут, чтобы не платить налог на меня. Я и согласилась. Подумала, зачем мне такая трудовая запись?
На новоиспеченной работе оказались и другие специалисты с высшим образованием. Все они пришли когда-то сюда, чтобы пережить сложный период, а потом привыкли. Говорят, куда сейчас идти? Без блата все равно не устроиться.
Заработная плата составляла примерно 3.000.000 белорусских рублей. Конечно, еще многое зависело от заказов. Но работники и администраторы ухитрялись подзаработать. Официально не фиксировали авто в журнал, а полученные деньги не пробивали по кассе и делили между собой.
-Признаться честно, было противно работать там. Вечно мокрая, в резиновых сапогах… Не место там женщина, хотя там нас много. На автомойке как в армии: все ругаются матом и ждут что-то вроде дембеля, — рассказывает Марина. — А один раз преподаватель заехал помыть свой авто. Удивился и спросил, что я тут делаю. Я и сказала, что отрабатываю диплом, спасибо за полученные знания. Мол, очень пригодились.
Да и ужасно наблюдать, как люди смиряются с такой жизнью. После университета или колледжа и светлых мыслей о будущем попасть на дно – не самое лучшее, конечно. Люди, когда-то такие же амбициозные и полные надежд, как и я, просто закрывались в крохотной каморке на обед, чтобы за пять минут перекусить и поговорить о том, что могут позволить себе за зарплату.
Через три месяца Марину уволили. Зарплату за месяц не заплатили. И девушка дальше пошла искать работу со своим дипломом…
РАБОТА БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННЫХ НАВЫКОВ
Через несколько дней Марина уже сидела в баре на собеседовании. На этот раз она решила попробовать себя в качестве домработницы. В объявлении обещали достойную заработную плату, что и привлекло ее.
Потенциальным работодателем оказался мужчина лет 45. Его не интересовало ни образование Марины, ни планы на будущее… Он просто с ног до головы осмотрел ее и предложил готовить ему голубцы.
-Хочешь сразу переехать ко мне? Кстати, голубцы можешь мне покупать готовые и просто разогревать в микроволновой печи, — с улыбкой произнес мужчина, при этом подсев в Марине ближе.
Что касается заработной платы, он спросил, сколько она хочет.
Через несколько сказочных обещаний девушка ушла, поняв, что именно будет входить в ее обязанности.
ВЫХОДА НЕТ
Следующим пунктом назначения был бар, где Марина трудоустроилась официанткой. Обзвонив не один десяток объявлений, ей предложили место лишь в одном. Заработная плата составляла 2.000.000 белорусских рублей. На чаевые рассчитывать было нельзя, ведь заведение далеко не пользовалось популярностью. Но как пела группа «Сплин», выхода нет.
Однако поработав несколько дней, Марина узнала от сотрудников, что им не выплачивает заработную плату уже второй месяц. А также стала лично свидетелем не платежеспособности бара. Бывшая сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, приходила в заведение просить у директора выплатить ей последнюю заработную плату, так как не за что даже купить малышу коляску. Однако ей ответили, что пока нет денег.
Вскоре Марина сменила и это место работы.
*****
Сейчас девушка работает менеджером в одной из гомельских гостиниц. Но пока подробности раскрывать не стала. Надеемся, что на этот раз у нее все получится. И она не станет поневоле тунеядцем, как и многие граждане Беларуси, которые попросту не могут найти себе работу.