МЦГИ «Наш Дом» — это большая и очень дружная команда. Многие наши волонтеры сначала были нашими подопечными, которым оказывалась помощь и поддержка, а с течением времени они становились частью нашей семьи. Кто-то долго был просто сторонним наблюдателем, читал о нас в СМИ, читал наши материалы, обсуждал нашу работу в чатах и на форумах, а потом подавал заявку, чтобы помогать и спасать наших беларусов от беззакония и репрессий.

В августе 2020 года наша команда стала расширяться — страну захлестнула волна репрессиий после выборов. Огромное число граждан пострадало от пыток и насилия, и «Наш Дом» включился в помощь беларусам, которые не смогли молчать, которые выходили на пикеты и митинги, которые поверили, что наконец-то в стране восторжествует закон.

Мы до сих пор не сдаемся и боремся, не сдаются и помогают нашим героям волонтеры «Нашего Дома». Хотя они сами тоже герои: ведь через их «руки» проходит большое число людей, порой подавленных психологически, избитых, искалеченных, которые боятся за свою жизнь и жизнь своих близких. Волонтерам «Нашего Дома» приходится быть одновременно и другом, и помощником, и психологом и даже иногда юристом. Мы гордимся нашей командой, а их маленькие истории вдохновляют продолжать помогать и верить.

«Когда я решила стать волонтером «Нашего Дома», я не понимала, насколько тяжелой будет эта работа. И одновременно радостной. Тяжелой, потому что ты не можешь не пропускать через себя то, что происходит с твоим подопечным. Но очень много эмоций просто захлестывают тебя, когда доходит помощь, когда в СИЗО приходит посылка, когда пострадавший наконец-то улыбается — пусть это просто смайлик в переписке… тебе уже радостно и тепло».

Мы публикуем много интервью с пострадавшими, которым «Наш Дом» оказывает помощь и поддержку. Но никогда не говорили о том, как иногда сложно волонтерам помочь человеку успокоиться, рассказать свою историю, поделиться своей болью.

«Я целых две недели каждый день переписывалась и беседовала с одной их наших подопечных. Она захотела рассказать свою историю на страницах сайта «Нашего Дома», но переживала по поводу анонимности. Знаете, такое состояние у человека, когда он понимает, что надо рассказать, но боится, что если расскажет, то все поймут, что это именно его история. Я не уговаривала ее давать интервью — это было ее решение. Но за время нашего знакомства и того периода, когда мы активно ей помогали по линии юридической поддержки, мы очень подружились, хотя никогда и не виделись оффлайн. Она мне доверяла, а сберечь такое доверие дорого стоит. Интервью, конечно, вышло. И я надеюсь, что моя работа, как волонтера, имела в этом случае решающее значение».

Наши волонтеры каждый месяц рассматривают очень много кейсов, на них лежит огромная ответственность за принятие решения — кому помогать немедленно, кому можно написать завтра, кого бежать спасать надо было уже вчера. Они сами порой нуждаются в психологической помощи, но справляются, потому что понимают, что от них часто зависит свобода и жизнь человека.

«Никогда не думала, что в тюрьмах так жестоко издеваются над людьми. Мне часто попадались кейсы, где пострадавший или пострадавшая уже были в ИВС или СИЗО или тюрьме, а я общалась с родственниками. Раньше слезы, иногда истерики чужих людей не вызывали во мне столько эмоций. А тут… кажется, что это твой брат, муж, твоя мама, дочь сидят там, а ты ничего сделать не можешь. Конечно, родственники срываются на волонтерах, и я сначала даже обижалась. Но потом поняла, что сама поступала бы также. Ведь они думают, хотят верить, что мы всемогущи. Я бы очень хотела, чтобы именно так и было, чтобы мы действительно могли все и даже больше и в тот момент, когда тебя просят».

Среди наших волонтеров большинство женщин. Их стало еще больше после августа 2020 года. Кто-то скажет, что это просто женская революция, и женщины решили себя реализовать таким образом? Может быть так, а может быть сострадание к людям заложено в душе каждой беларуски, и прошлый год показал этот срез общества — женщин, способных жертвовать ради своей страны.

«Мне сначала казалось, что мне специально скидывают самые тяжелые кейсы. Потому что никто из девочек не жаловался ни на своих подопечных, ни на то, сколько приходится работать, чтобы помочь даже одному человеку. А ведь тебе хочется помогать сотням. Со временем ты понимаешь, что каждый кейс тяжелый. И что не надо пытаться помочь сотням, потому что помощь даже одному человеку, в которую ты вкладываешь все силы — это важно. Это как кирпичи самого высокого качества, из которых мы строим «Наш Дом».

Многие наши волонтеры сначала обращались в «Наш Дом» за помощью, а потом начинали помогать другим людям..

«Я волонтер, так скажем, из бывшей «публики» «Нашего Дома». Увидела Ольгу на ютюбе в начале августа, смотрела ее стримы,  заходила в чаты «Нашего Дома». А когда моего мужа арестовали, написала в чат об этом. Мне сразу же ответила сама Ольга, перенаправила меня к волонтеру. Потом стала помогать сама. Почему? Может быть, из благодарности, что меня очень поддержали и выручили, когда я оказалась в очень сложной и непонятной ситуации».

Иногда нас спрашивают, насколько большая команда «Нашего Дома». Наша команда — это не только волонтеры, но редакция нашего сайта, наши авторы, наши консультанты. Но волонтеры — это сердце нашей большой семьи. Их поддержку и теплоту чувствует каждый, кто обращается к нам.

«Люблю я свою работу? А как можно 24/7 заниматься чем-то, что ты не любишь? На одном чувстве ответственности ты столько не продержишься. Я не жалею ни об одном дне, который я отдала волонтерской работе в «Нашем Доме». Потому что я спасаю людей. Благодаря кому-то кто-то не утонет в море, а благодаря мне и девочкам, которые стали волонтерами, многие беларусы не утонут в своем горе».

Бывают ли безвыходные ситуации? Да, конечно. Каждый волонтер сталкивается иногда с проблемами, которые решить невозможно. В этот момент может наступить период разочарования, опускаются руки, и волонтер сам нуждается в поддержке. Но наступает новый день, и каждый из нас понимает, что разрушить веру в справедливость в беларусах невозможно.

«У меня был кейс мужчины, который находился под домашним арестом на время следствия, а его жена уже сидела в тюрьме. Маленькая дочка, безнадежная ситуация… ночные звонки по сути незнакомого вам человека, с которым ты разговариваешь часами. Он не знает, что делать, а у тебя самой нет ответов на его вопросы. Но вы говорите, говорите… Иногда самое главное — просто поднять трубку и поговорить, чтобы никто не чувствовал себя одиноким».

Наша работа не прекратиться с победой демократии и закона в Беларуси. Нас ждут скрупулезные и важные расследования преступлений нелегитимной власти. Нам надо будет помогать людям, которые прошли через репрессии и насилие. Нам самим придется восстанавливать свою жизнь, выходить из этого случайного порядка, когда не знаешь, кто тебе позвонит ночью или какой кейс тебе придет завтра.

Наша команда работает много лет, но сейчас ее работа особенно важна и нужна Беларуси. Мы знаем, что имена всех наших волонтеров войдут в новую историю нашей страны, потому что историю творят самые обычные люди, которые ради своей родины и ради своих соотечественников рискуют многим, отдают этой работе всю душу. И это женская душа — сострадающая, сильная, искренняя, влюбленная в чистоту помыслов и верящая в то, что только на честности и справедливости можно строить настоящее демократическое гражданское общество.