Несколько дней назад в прямом эфире Youtube-канала российского политического деятеля и журналиста Марка Фейгина руководитель МЦГИ «Наш Дом» Ольга Карач ответила на ряд вопросов, касающихся ухода Александра Лукашенко из власти, взаимоотношений Беларуси и Кремля, мнения Владимира Путина относительно «заговора» против беларусского диктатора и условиях перехода силовиков на сторону мирного населения Беларуси. На сайте центра «Наш Дом» мы решили опубликовать ответы на самые интересные и волнующие беларусов вопросы.

Об уходе Лукашенко и его зависимости от Кремля

Беларусь переживает «политический развод»: беларусы всеми силами пытаются «развестись» с Александром Лукашенко. И как это часто бывает, развод не происходит мирно и спокойно: с мордобоем, делением имущества и прочее. Это не классическая борьба между сторонниками и противниками режима, это скорее напоминает то, как женщина пытается уйти от насильника и абьюзера, а он по каким-то причинам не позволяет ей этого сделать. У Кремля, в свою очередь, я наблюдаю своего рода «политическую прокрастинацию»: есть определенная неприятная ситуация и предстоит какое-то решение, но Кремль предпочитает отодвинуть процесс его принятия «на потом». Россия уже предлагала Лукашенко мирный транзит власти, переход на парламентскую республику и партийную систему, но ни один из вариантов Лукашенко не подошел. Мы все должны понимать, что экономика Беларуси до сих пор очень сильно ориентирована на Россию и мнение Кремля продолжает волновать беларусских граждан, особенно тех, кого мы называем «ябатьками». От того, насколько Кремль поддерживает Лукашенко, зависит то, насколько ябатьки готовы действовать ради Лукашенко.

О немирном свержении Лукашенко

Особенностью беларусской Революции-2020 было то, что мы очень сильно ожидали помощи от внешних игроков: кто-то ждал ее от Владимира Путина, но, увидев, что тот поддерживает Александра Лукашенко, очень разочаровался в нем; кто-то ожидал поддержки от Запада; были и те, кто надеялся на введение войск ООН. Тем не менее, никакой помощи «извне» беларусы не получили. Недавно Александр Лукашенко озвучил всего одну формулу того, как он свою «любимую» Беларусь может оставить: «я отдам власть только через свой труп». Такая же «политическая прокрастинация», которая есть у Владимира Путина, появляется и у беларусов: никто не хочет «пачкаться», все хотят остаться «в белом пальто и белых перчатках». Беларусский народ стоит на «политической перекрестке»: либо остаться с тираном и абьюзером, либо допустить немирные способы свержения режима. Тема немирного свержения Лукашенко на данный момент обсуждается везде и всеми: стоит вспомнить зум, где Федута говорил хоть и о каких-то теоретических выкладках, но именно о физической ликвидации Лукашенко.

О «заговоре» пушкинистов против диктатора

Задержание Александра Федуты и Юрася Зенковича – это спланированная операция КГБ. Пользуясь тем, что Федута и Зенкович – романтики-теоретики и опыта в подготовке каких-либо мятежей и заговоров не имеют, их попросту «развели». Важный в данном деле вопрос: почему Москва? Почти у всех беларусских политических игроков есть мечта – обмануть Кремль и Путина. Понятное дело, что Александр Лукашенко тем, что арест был именно в Москве, поставил «крест» на возможностях Кремля договориться с беларусскими демократическими силами. Ни один оппозиционер уже не полетит в Москву на «секретные переговоры». Также не стоит забывать о том, что за многие годы своего правления Лукашенко, будучи «многовекторным» политиком, вполне себе успешно сумел «присосаться» к западным деньгам. Главным «грантососом» в Беларуси на данный момент является именно Александр Лукашенко: более 90% денег, полученных от Запада, он тратил на себя и подконтрольные ему структуры. Лишь к одной теме Лукашенко всегда очень чувствительно относился – теме денег. Поэтому ему очень хочется наладить отношения с Западом. В данной ситуации существует единственный шанс это реализовать – «продать» Западу мирные протесты и участвующих в них мирных беларусов, как агентов Кремля.

О сравнении ситуаций 2011 и 2021 года

В Беларуси нарастает как экономический, так и политический кризис, и очень заметно, что Лукашенко с этим кризисом не справляется. Создается ощущение, что страна заходит в тупик и ситуация начинает казаться неразрешимой. Все мы внимательно следили за последней встречей Лукашенко и Путина. Главным вопросом их встречи была даже не интеграция, а то, привезет ли Лукашенко деньги из Москвы или нет. Мы уже переживали подобную ситуацию 10 лет назад, после сфальсифицированных президентских выборов и последовавшего кровавого разгона 19 декабря 2010 года. В начале 2011 года в Беларуси грянул очень мощный экономический кризис: за один день беларусский рубль девальвировался на 146%. Именно в тот момент в Беларуси началась так называемая твиттер-революция: координируясь через твиттер и другие социальные сети, на протяжении 3 месяцев беларусы выходили на улицы городов и хлопали в ладоши. Весной 2011 года Александра Лукашенко финансово спас Владимир Путин. Лукашенко смог выровнять экономическую ситуацию и задавить протесты насилием. После того, как Путин не дал ему денег в апреле 2021 года, Лукашенко остался «один на один» с беларусским народом, и все, что будет в ближайшем будущем происходить, — это сугубо внутреннее дело беларусов и диктатора. Важно также то, что если Лукашенко оперативно не найдет деньги, то нас всех в течение месяца ожидает неминуемая экономическая девальвация, намного более серьезная, чем была 10 лет назад.

О переходе силовиков на сторону народа

Александр Лукашенко сознательно «запачкал» военных, МВД, КГБ и схожие структуры кровью мирного беларусского народа. Все сотрудники, принимавшие участие в пытках, изнасилованиях и убийствах, не смогут нигде спрятаться от возмездия современного мира при уходе Лукашенко из власти. На мой взгляд, беларусский народ никогда не сможет простить их зверства и гарантировать им амнистию. Лукашенко и его приспешники должны предстать не перед международным, а именно беларусским судом. При случае перехода части силовиков на сторону беларусского народа и демократических сил перед ними обязательно встанет вопрос легитимности власти и о том, кому они подчиняются. Им важно понимать то, выполняют ли он приказ лидера, вождя, президента или подчиняются нелегитимной власти, тем самым являясь группой бандитов и мародеров. Для силовиков важно, чтобы лидер был в какой-то степени главнокомандующим. Беларусские силовики не являются самостоятельными фигурами, они действуют сугубо по приказу. Этот самый приказ и призыв к действию они ждали от Светланы Тихановской после 9 августа. Они ожидали, что Светлана выйдет к беларусскому народу и пусть даже из Литвы скажет: «Я – президент». Если бы такое заявление со стороны Тихановской прозвучало в первые дни после выборов, то ситуация была бы совершенно другой.