Беларуский КГБ обнаружил в стране две сотни российских «боевиков», а три десятка — арестовал. Но вся эта история очень похожа на предвыборную постановку.

Александр Лукашенко — признанный мастер политического спектакля, и он охотно ставит представления перед каждыми выборами. Можно сколько угодно твердить «Не верю!», но 26 лет в своем кресле Александр Григорьевич провел во многом именно благодаря этому своему таланту. Неделю назад, выступая перед «своими» спецназовцами, Лукашенко вдруг заявил, что протесты в Беларуси могут организовать при участии специально обученных иностранцев.

«На майдан, если своих нет (у нас маловато „майданутых“), их подтянут со стороны. Это профессиональные военные, бандиты, которые специально готовятся, в основном в рамках ЧВК», — сказал беларуский президент. В тот момент никто не обратил внимания на эти слова — легкость мысли и языка «бацьки» известна всем, однако — зря.

Потом обратили, да так, что среда, 29 июля, до сих пор вспоминается сквозь туман легкого шока. В полдень информагентство БелТА сообщило, что под Минском задержаны 32 боевика иностранной частной военной компании. Потом три часа драматичной паузы, пока журналисты без толку обрывали телефоны всех силовых структур. И наконец — леденящий душу рассказ о суровых и непьющих мужчинах в форме, сосредоточившихся с нехорошими намерениями в санатории под Минском. Все они — граждане РФ, наемники ЧВК «Вагнер». Далее — список уже из 33 фамилий (одного взяли на юге страны). Но самая «страшная» деталь: всего этих наемников не менее 200, и где остальные — неизвестно.

Позднее эта версия дополнилась информацией о том, что на самом деле наемники работали на ЧВОК «Мар». Россияне направлялись транзитом через Беларусь в Турцию по контракту с Национальной нефтяной корпорацией Ливии об охране нефтеналивного порта Зувара. В самом деле, у задержанных были на руках билеты «Турецких авиалиний».

Сказать, что участвующие в предвыборной гонке белорусские политики перенервничали — не сказать ничего. С самого начала все восприняли происходящее в том ключе, что это повод отменить выборы, введя военное положение. Потом — арестовать всех кандидатов или одну Светлану Тихановскую, обвинив ее в связях с боевиками.

Накануне вечером ситуация еще более запуталась. Государственный телеканал ОНТ рассказал, что в Минске задержан российский политтехнолог белорусского происхождения Виталий Шкляров. Он консультировал предполагаемого ключевого соперника Лукашенко на выборах Сергея Тихановского, которого арестовали при попытке зарегистрироваться кандидатом, и теперь ведет кампанию его жена. Сама Светлана Тихановская заявила, что не работала со Шкляровым, однако белорусское телевидение все равно лепит из задержанного политтехнолога едва ли не главную «руку Кремля» на нынешних президентских выборах.

«Александру Лукашенко позарез нужна поддержка Кремля — как финансовая, так и политическая. Он прекрасно понимает, что проигрывает выборы и удержать власть может только силовым путем. Но силовики тоже люди, и за лояльность они хотят много денег. А денег у президента уже нет. И поддержки Москвы — по крайней мере, добровольной — на горизонте не наблюдается. Поэтому Лукашенко пошел старым проверенным дедовским путем — взял заложников, — сказала в комментарии „Росбалту“ беларуский политик, лидер гражданской кампании „Наш Дом“ Ольга Карач. — Торговля людьми всегда была одной из самых выгодных статей дохода Александра Лукашенко, причем спектр тех, кем он торговал, очень широк — от политических заключенных и журналистов до Баумгертнера и бизнесменов. Сейчас Лукашенко взял 33 российских гражданина в заложники и собирается через шантаж заставить Путина его поддержать».

Также, считает политик, такая стратегия — это убивание двух зайцев одним махом. Можно попробовать «продать» российских граждан Западу как оправдание разгона мирных протестов — мол, это не демонстранты вовсе, а «вежливые человечки» из России.

«Путин купится, конечно, у него выбора нет. Во-первых, всегда все покупали у Лукашенко людей, и нет оснований думать, что теперь что-то пойдет не так. Во-вторых, Лукашенко уже шантажирует Россию тем, что иначе отдаст этих российских граждан Украине, а некоторые из них действительно были на Донбассе, — говорит Ольга Карач. — Поэтому я думаю, что шантаж Лукашенко сработает, и Россия будет вынуждена сквозь зубы, но поддержать его на этих выборах».

К слову, не исключено, что «украинская линия» этого сюжета может стать одной из главных. «Вопрос об экстрадиции задержанных в Беларуси „вагнеровцев“ в Украину был поднят уже через несколько часов после того, как СМИ сообщили об операции. Сначала экс-глава МИДа Павел Климкин заявил, что нужно договариваться об их выдаче — чтобы устроить показательный процесс и пополнить обменный фонд, который позволит освободить наших политзаключенных и заложников. Эту мысль поддержал замсекретаря СНБО Сергей Кривонос, развив ее в том смысле, что это может углубить и улучшить отношения Киева с Минском, — сказал „Росбалту“ украинский политолог-международник Алексей Кафтан. — Затем подключились пресс-службы СБУ и МИДа. Причем последняя заявила, что вагнеровцы могли быть использованы для дестабилизации ситуации в Беларуси накануне президентских выборов. Тем не менее, Офис генпрокурора, к чьей компетенции относится этот вопрос, пока молчит. Но, по всей видимости, соответствующий запрос будет подготовлен».

Получится ли что-либо из этой инициативы Киева, сейчас прогнозировать трудно. С одной стороны, договор об экстрадиции между Украиной и Беларусью был подписан еще в 2006 году, и юридически препятствий нет. Но в политической плоскости все куда сложнее. Если Лукашенко удержит власть (а, по всей видимости, так и будет), одним из наиболее острых вопросов для него окажется вопрос взаимоотношений с Россией. И удовлетворение запроса Киева вряд ли эти отношения улучшит. Причем даже частичное — вроде выдачи не всех, а лишь уроженцев Украины, пускай и получивших российское гражданство.

«Если Москва проглотит такой вариант, это будет очередным признанием, что „донбасские россияне“ для нее — граждане второго сорта, — говорит Алексей Кафтан. — В общем, возможны варианты. Сейчас мы оказались в точке бифуркации, но как бы ни развивались события, логично предположить, что Киев постарается если не стать на сторону Лукашенко, то, как минимум, не мешать ему остаться у власти, сведя на нет любую поддержку курса на демократизацию Беларуси».

Теперь все ждут понедельника. 3 августа Лукашенко выступит в парламенте с посланием (оно должно было прозвучать еще 16 апреля, но все время откладывалось). Судя по всему, президент постарается предъявить собственному народу и «коллективному Западу» российских наемников (не выдуманных, а самых настоящих!) как свидетельство вмешательства Москвы — разумеется, на стороне оппозиционных кандидатов. Что именно это даст бессменному начальнику Беларуси, мы узнаем совсем скоро — 9 августа.

Михаил Петровский,
«Росбалт»