Члены Европейского парламента Андрюс Кубилюс, Анна Фотига, Михаэль Галер, Анджей Витольд Галицкий, Сандра Кальниете, Мириам Лексман, Зигфрид Муресан, Радослав Сикорский, Виола фон Крамон-Таубадель сделали заявление о последних событиях в Беларуси.

События в Беларуси в последние недели показали, что граждане Беларуси хотят перемен. Это подтверждают и объективные опросы — люди хотят перемен в правительстве, перемен в политике. После 26 лет правления А. Лукашенко в стране, пострадавшей от пандемии и экономических трудностей, люди хотят реальных перемен — это явный сигнал, который посылает гражданское общество А. Лукашенко и друзьям Беларуси в Европе.

Изменения в Беларуси действительно нужны. Они не должны пугать ни белорусских граждан, ни белорусские государственные органы. Европейский союз готов помочь Беларуси на пути к этим неизбежным изменениям. Однако только Беларусь сама может взять на себя ответственность за их реализацию.

Изменения могут означать смену руководства, но они также могут означать изменение политики, проводимой людьми, находящимися у власти. История мировой политики дает нам несколько примеров, когда лидеры, давно находившиеся у власти, осмотрительно прислушивались к требованиям мирных перемен, высказанных гражданами, и сами инициировали радикальные изменения в своей политической повестке дня, чтобы удовлетворить эти требования. Беларусь сейчас находится в ситуации, когда возможны оба альтернативных сценария.

По мере приближения президентских выборов в Беларуси мы, как никогда, являемся свидетелями высокого уровня участия гражданского общества в поддержке кандидатов в президенты, что является альтернативой Лукашенко. Существует четкое разделение между теми, кто хочет сохранить статус-кво, и теми, кто хочет реальных перемен. Поэтому 9 августа белорусский народ может сделать действительно стратегический выбор: продолжать, как и прежде, или выбрать путь разумных перемен. Оба решения белорусского народа будут одинаково законными и будут одинаково уважаться при условии, что они будут приняты на свободных и справедливых выборах.

Однако возможность для белорусского народа сделать выбор на таких свободных и справедливых выборах во многом зависит от решения Лукашенко. Хватит ли у него мудрости, чтобы выслушать требования своих сограждан, или он решит подавить надежды на любые перемены недемократическими административными средствами или даже силой.

Если Лукашенко выберет первый вариант и попытается продемонстрировать, что он слышит требования людей об изменениях, ему будет достаточно придерживаться нескольких основных принципов:

1) положить конец притеснениям и преследованиям политиков, гражданских и оппозиционных активистов, потенциальных кандидатов в президенты, в том числе Сергея Тихановского и Виктора Бабарико, и освободить задержанных, в том числе Павла Северинца и других;

2) разрешить регистрацию кандидатов, которые собрали необходимое количество подписей без создания преднамеренных административных барьеров;

3) обеспечить равные условия для всех кандидатов, включая доступ к СМИ;

4) гарантировать свободный, справедливый и прозрачный избирательный процесс;

5) публично обязаться признать результаты выборов, какими бы они ни были;

6) наконец, пообещать, что, если он победит на президентских выборах, то обеспечит свободные и демократические парламентские выборы.

Такая позиция А. Лукашенко позволяет надеяться, что смена политики в Беларуси возможна без смены людей у ​​власти.

Это также создаст условия для того, чтобы ЕС открыл доступ к Беларуси для получения дополнительных выгод от сотрудничества с ЕС в рамках Восточного партнерства и для поддержки, в которой Беларусь срочно нуждается в эти беспрецедентные времена, когда страна страдает от пандемии и ее экономических последствий.