Менее месяца остается до выборов депутатов Палаты представителей седьмого созыва. Избирательные комиссии уже сформированы. По закону в их состав могут входить граждане Республики Беларусь старше 18 лет, имеющие избирательное право (кроме судей, прокуроров и руководителей местных исполнительных и распорядительных органов). Однако в действительности список «негласных» ограничений оказывается намного шире…

Евгений Глаголев-Васькович, активист «Нашего Дома» из Бобруйска, являющийся доверенным лицом демократического кандидата в депутаты Александра Комара, побывал на заседании по формированию участковых избирательных комиссий. Как все происходило:

«1-го октября в актовом зале администрации Ленинского района Бобруйска чиновники три часа «голосовали» за членов участковых избирательных комиссий. В тот день формировали подсчётные органы Бобруйского-Ленинского и Бобруйского Сельского избирательных округов №№ 78 и 80 соответственно. На входных дверях в актовый зал администрации красовался листок с напечатанным текстом: видео-, фото- и аудиосъёмка запрещены.

Когда я занял одно из кресел, ко мне сразу же подошли с вопросом: «Кто вы?». Пришлось показать удостоверение доверенного лица. На этом проверка закончилась.

Практически сразу началась процедура «выверенного» голосования. На тех участках, где претендентами были представители Объединенной гражданской партии (партия выдвинула 23 человека в состав комиссий), вместе с которыми на членство в комиссии претендовало большее количество людей, чем было необходимо (по законодательству, в участковых избирательных комиссиях должно быть от 5 до 19 членов), чиновники единогласно голосовали против представителя демсил.

Когда формирование комиссий завершилось, представитель ОГП поинтересовался, почему в состав участковых комиссий не был включён ни один представитель партии.

– Вы же сами видели, как кто голосовал, – ответил председатель заседания. – Если хотите, спросите каждого, почему они голосовали именно так. Например, я голосовал «против» потому, что у них не было опыта участия в участковых комиссиях

***

В итоге, ни один из 23 заявленных претендентов от партии ОГП в состав комиссий не вошел. И это лишь частный пример общей практики: как по формально законным основаниям не допустить в состав комиссий «не тех» людей.

Стоит отметить, что в анкете претендента на членство в комиссии о человеке необходимо предоставить минимум информации, в том числе место работы (если временно безработный, причины и сроки не указываются), опыт участия в участковых избирательных комиссиях, членство в партиях и организациях.

При этом, согласно Избирательному кодексу, не менее одной трети комиссий должно быть сформировано из представителей политических партий и других общественных объединений. Последнее требование с успехом выполняется, с учетом представителей ОО «Белая Русь», БРСМ, Федерации профсоюзов Беларуси и ряда других комплементарных действующей власти организаций.

Опыт участия в избирательных комиссиях – пункт крайне любопытный. Активистка НД и координаторка Клуба женского лидерства Инга Судиловская проанализировала два произвольных избирательных участка в Бобруйском-Первомайском избирательном округе. Оба участка, первый – по выборам депутатов местных Советов-2018, второй – по выборам депутатов Палаты представителей-2019, расположены в одном месте, на базе ГУО «Средняя школа №8 г.Бобруйска».

Сравнительный анализ показал, что из 13 членов вновь избранной комиссии:

7 членов – дважды ранее участвовали в выборах (2016, 2018);

2 члена – один раз ранее участвовали в выборах.

4 члена – «новички».

Итог: ≈70% комиссии составили опытные и очень опытные «счетоводы».

***

Спустя неделю после заседания, на котором были формированы комиссии по Бобруйскому-Ленинскому и Бобруйскому сельскому округам, председатель городской ячейки партии ОГП Галина Смирнова вышла в суд, чтобы оспорить не выдвижение членов партии в состав комиссий. На рассмотрение жалобы явилась сторона ответчика — администрации Ленинского района Бобруйска.

Доводы ответчика были предельно просты: у членов партии нет опыта участия в комиссиях и некоторые из них – безработные, поэтому не включили, никакой политики. Тем не менее, ни один из данных пунктов не нарушает законодательство: в комиссиях могут быть как безработные, так и «неопытные». Однако суд встал на сторону администрации, в удовлетворении жалобы было отказано.

Было бы наивно надеяться, что суд всесторонне рассмотрит и проанализирует составы сформированных избирательных комиссий, увидит, какое количество комиссий формируется по принципу председатель = директор (руководитель) организации/учреждения, на базе которых расположен избирательный участок, а члены комиссии = подчиненные председателя. Можно ли в таких обстоятельствах говорить о «честных и прозрачных» «выборах»? Вопрос риторический.

«Наш Дом»