Поддерживая практику солидарности с идеалистами в заключении, мы распространяем участие общества в борьбе с несправедливостью, а также создаем новые форматы взаимодействия индивидов, что не даст в возможном будущем оказаться нам самим отрезанными от мира.
Каждый, кто ранее не имел опыта переписки с человеком в заключении, наверняка задавался этим вопросом. Чаще всего он приходит вместе с другим, похожим: «О чём писать незнакомому человеку?». Ответ на него мы вкратце дали в этой статье.
Нужно ли писать тому, кого изолировала система? Почему это важно? Зачем это нам самим? Давайте разберёмся.
Первое, с чем сталкивается человек в заключении, – это категорический дефицит информации. Даже если человек попадает на «сутки» (до 15 дней в ЦИП – центр изоляции правонарушителей), он оказывается в стрессовой ситуации, когда не хватает не только новостей, но и банальных бытовых разговоров. В «стаканах» (изоляторах) и камерах нет ничего, кроме серых обшарпанных стен, холодного металла дверей и решёток в несколько слоёв поверх толстого непрозрачного стекла. Поэтому часто можно лишь условно понимать, какое время суток сейчас. При уголовных статьях «день сурка» растягивается на долгие годы.
Нахождение в таких условиях негативно сказывается на психическом здоровье любого человека. Собственно, именно это и является главной целью пенитенциарной системы. На самом деле никто не хочет помочь вам «исправиться» или осознать преступление. Система построена так, чтобы сломать человека психологически и\или физически. Всё это для того, чтобы потом вылепить из него послушного раба.
Осознавая злонамеренность такой повсеместной практики, каждому из нас намного легче будет взяться за ручку. Каждая написанная вами строчка – это глоток свежего воздуха с воли для человека, которого государство закинуло в мясорубку тюрем и лагерей за его идеалы и взгляды. Участие в прорыве информационной блокады – отличный повод написать несколько строк абсолютно незнакомому человеку. Однако, это далеко не единственное и даже не самое важное, что несут в себе письма с воли.
Одним из самых важных моментов является то, что администрация колонии или тюрьмы, которая обычно довольно жестоко обращается с политическими заключёнными, также оценивает свои возможности давления на человека, исходя из той поддержки, которая оказывается узнику совести извне. Если фокус общественного внимания сосредоточен на судьбе конкретного активиста или группы активистов, то заключённых намного сложнее пытать, истязать, отказывать в доступе к медицине или изолировать в ШИЗО и ПКТ. А всё потому, что моральная и материальная поддержка со стороны общества в лице друзей, товарищей, организаций и небезразличных людей не даёт возможности узнику остаться наедине с системой. Регулярная переписка со многими людьми – это гарантия того, что любое нарушение в отношении заключённого станет достоянием общественности, готовой тут же задействовать все доступные механизмы защиты человека в тюрьме. Иногда такой уровень внимания приводит к довольно курьёзным случаям, когда начальник колонии упрашивает прекратить публикации в СМИ, ведь всё это приводит к огромному количеству вопросов, проверок и расследований, которые так или иначе могут выявить нарушения, коррупцию и прочую гниль, которыми полнятся репрессивные структуры.
Но не только администрация колонии меняет отношение к человеку, который получает десятки писем со словами поддержки и солидарности. Сокамерники также замечают, что человек не один, ему регулярно пишут, причём даже незнакомые люди. Иногда это может вызывать зависть, но чаще всего окружающие проникаются уважением к такому человеку, ведь в понимании простого бедолаги, попавшего в тюремный конвейер, надо быть большим или важным человеком, чтобы тебе вот так вот просто писали разные люди.
Ещё более шокирующее впечатление на администрацию и заключённых производят письма из-за границы. Люди начинают совершенно по-другому смотреть на человека, когда видят, что информация о нём курсирует не только в ограниченном пространстве тюрьмы или даже страны, но выходит за границу.
Кроме вышеперечисленного, поддержка заключённого перепиской показывает глубину убеждений определённого человека или движения, а значит делает его сильнее, как в глазах активистов движения, так и для репрессивной системы судов, силовиков и тюрем.
Поддерживая практику солидарности с идеалистами в заключении, мы распространяем участие общества в борьбе с несправедливостью, а также создаем новые форматы взаимодействия индивидов, что не даст в возможном будущем оказаться нам самим отрезанными от мира.
Простые письма или открытки человеку, которого государственная система пытается изолировать, подавить и сломать, выполняют серьёзную функцию поддержки человека. Ваше участие в жизни политического заключённого способно качественно изменить условия его содержания, посодействовать уменьшению давления на такого человека, а в перспективе помочь человеку сохранить себя и свои идеи.
Солидаризовавшись с диссидентами современности, мы закладываем фундамент будущего мира, где не будет места репрессиям и гонениям неугодных.
Мы, социальные активисты и представители либертарного движения, совместно с международным центром гражданских инициатив «Наш Дом», запускаем компанию поддержки и солидарности с беларускими политзаключёнными «DISSIDENTBY».
Будем рады сотрудничеству и кооперации со всеми небезразличными людьми, организациями и инициативами.