В прошлом году минская активистка «Нашего дома» Ирина Кравец узнала о существовании коллективного обращения от родителей одноклассников её сына Марка, с требованием не рассматривать жалобы женщины в вышестоящие инстанции. Данное обращение было направлено в ряд структур, от Комитета по образованию до районной прокуратуры. Ирина обратилась во все эти инстанции с просьбой ознакомить её с одиозным документом. И везде ей было отказано. А после обжалования начался форменный абсурд…
Появлению такого коллективного общения предшествовала длинная предыстория борьбы Ирины за права её сына в столичной школе №183. Женщина выступает против многочисленных нарушений в учебном заведении и занимает активную позицию в этом вопросе. И на этом пути встречает столь же активное противодействие, о котором мы неоднократно сообщали.
В прокуратуре города Минска отказ прокуратуры Партизанкого района ознакомить Ирину Кравец с интересующим её документом обосновали ст.7 «Закона об обращениях граждан», согласно которой граждане имеют право знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений. По мнению старшего советника юстиции Карповича, Ирина заявила ходатайство об ознакомлении с материалами проверки, проведенной по обращению других лиц. Следовательно, основания для его удовлетворения отсутствовали.
Обжалуя данное решение в Гепрокуратуру, Ирина сослалась на ст.34 Конституции РБ:
«Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы».
И ст.6 Закона РБ «Об информации, информатизации и защите информации»:
«Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь».
Ирина отметила, что необходимость ознакомиться с коллективным обращением и материалами проверки по нему, вызвана тем, что в данных документах могут содержаться недостоверные сведения о её семье, а также незаконные требования к должностным лицам.
Ст.7 «Закона об обращениях граждан», в свою очередь, не возбраняет гражданину знакомиться с материалами или документами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы.
Женщина подчеркнула, что отказ в ознакомлении с коллективным обращением, лишает её законного права на защиту чести, достоинства, репутации, доброго имени её семьи и несовершеннолетнего сына.
В Генеральной прокуратуре требование Ирины сочли обоснованным. Городской прокуратуре было поручено ознакомить её с искомым коллективным обращением.
Но выполнять поручение высшей инстанции в прокуратуре города Минска не торопились. Ирине пришлось самой звонить и узнавать, когда же, наконец, ей дадут ознакомиться с документом. На что ей ответили:
Обратитесь письменно. Рассмотрим.
Вновь жалоба в Генпрокуратуру, требование принять меры к виновным в неисполнении поручения…
И вот, Ирине позвонили из городской прокуратуры и пригласили на встречу. Женщина решила заодно ознакомиться с материалами по другим своим делам. Естественно, для этого ей пришлось писать заявление. И с ними, затем, она смогла ознакомиться. Но не с предметом встречи – коллективным обращением. На вопрос о нём, ей ответили, что из Гепрокуратуры по этому поводу имеется другое распоряжение…
Выходит, у Ирины и в прокуратуре города Минска – два распоряжения высшей инстанции разного содержания? Бюрократический абсурд в действии.
«Наш Дом» продолжит следить за развитием событий.
«Наш Дом»
Очень не смешно.