15 января  в Минске прошла презентация результатов наблюдения за  ситуацией с соблюдением прав женщин-активисток в Беларуси.  Это наблюдение, в систематическом и целенаправленном виде, ведется  уже больше года совместно двумя организациями:  Центром гендерных инициатив «Адлiга» и Центром гражданских инициатив «Наш Дом».

Мониторинг осуществляется за ситуацией в тех областях прав женщин, где особенно остро ощущается присутствие государства и возможно злоупотребление властью теми, у кого есть доступ к административным ресурсам. Это правоохранительные и правозащитные органы, система образования, здравоохранения, трудовая сфера. Большое внимание уделяется мониторингу прав социально и политически активных женщин, которые из-за своей активной гражданской позиции попадают в зону риска и нередко оказываются в ситуации конфликта с различными государственными структурами.

В рамках презентации обсуждалась практика наказания «непокорных» женщин, не согласных с незаконными решениями государственных служащих, активно использующих правовые инструменты для защиты своих прав и законных интересов в Беларуси. Мы называем эту практику публичным насилием в отношении женщин. Целью этого насилия является наказание женщин-активисток и предупреждение развития женского социального и политического активизма с целью гражданского контроля работы государственных органов.

Представление целей и ценностей проекта, а также формата работы сопровождалась живыми дискуссиями, в которые вовлекалась все присутствующие. Печальные истории сменялись историями успехов. Пришедшие на презентацию не только делились своим опытом нарушений прав женщин и идеями по улучшению проекта, но и предлагали стратегии предотвращения некоторых нарушений.

Евгения Иванова (слева) и семья Мироновых

Одна из участниц встречи, Ольга Майорова, поделилась своими мыслями и чувствами в своем открытом письме к пользователям социальной сети Фейсбук. Мы приводим его ниже:


       Господа из Фейсбука!

 Последнее виртуальное веяние — кто придумает самое обидное прозвище для феминисток. «Псевдофеминистки», «суперстервы», «стукнутые феминистки». Варианты с использованием непечатной лексики я просто опускаю. И главное ваше обвинение — «Псевдофеминистки не понимают стратегической задачи феминизма — гуманизировать отношения между людьми, а поэтому большей частью сражаются, а не созидают».

Жаль, что вас, таких «памяркоуных и позитивных», не было в понедельник на презентации мониторинга ситуации с правами женщин в Беларуси. Её проводил Центр гендерных инициатив «Адлiга: женщины за полную гражданскость» в сотрудничестве с Центром гражданских инициатив «Наш Дом». Вы бы увидели и услышали кто, для чего, почему именно женщины, какие нарушения допускает родное «социальное» государство и как этому можно противостоять.   Тогда вы бы поняли, что любая гуманизация сама на голову не сваливается. За неё приходится бороться. И если в этой борьбе кто-то нечаянно перегибает палку, то общество обязано спросить себя: «А не мы ли своим бездействием и выпусканием пара в Фейсбуке провоцируем вот это всё?»

А теперь по порядку. Евгения Иванова, со-председательница «Адлиги» и ведущая презентации, провела нас по ключевым моментам нашей общей проблемы.

ДЛЯ ЧЕГО? Чтобы защитить конкретного человека. Государство по определению сильнее отдельно взятого гражданина. Но и оно начинает с более слабого. С дальней провинции, потому что столица всегда «позубастей». С одинокой женщины, потому что некому заступиться. С ребёнка, потому что какой простор для манипуляций! Но, господа, отработав методику на них, власть уже гораздо более сильной и опытной в своём насилии приходит уже и в ваши дома, к вам, таким уверенным в собственном превосходстве над матерью-одиночкой с сорванными нервами.

ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ? Давайте не будем начинать с общих рассуждений о том, что Декларация прав человека равно защищает и мужчин, и женщин. Есть конкретные проблемы, касающиеся именно женщин просто в силу физиологии. Например, беременность, роды и выкармливание ребёнка. И соответственно периоды, когда женщина наиболее уязвима. А наше государство (сильное и благородное) научилось вовремя использовать эти периоды слабости. И инструменты выбирает вполне иезуитские — детский сад, школа, милиция, органы социальной опеки. И куда деваться гражданке от таких «друзей»? Да никуда, если не найти таких же пострадавших и не объединиться. Вчера вы бы увидели их в реальности. Но вы не пришли. Вы критиковали феминисток.

НАРУШЕНИЯ. А вот тут давайте сухим списком, причем, весьма укороченным. Потому что, если чуть расслабиться, пойдут слёзы и начнётся истерика. А вы, господа, ведь выше всего этого.

  • Отобрание детей в качестве наказания (или из мести) социально и политически активных женщин;
  • Безосновательное помещение (или угроза помещения) в психиатрическую клинику;
  • Психологическое давление, унижение, попытки разрушить самооценку;
  • Угрозы сексуального насилия, побои;
  • Потеря работы, учёбы;
  • Доведение до самоубийства;
  • Принуждение к замужеству или разводу;
  • Оставление без защиты от домашнего насилия (в случае вызова милиции на агрессора –  постановка в СОП и опасность отобрания детей);
  • Нарушения прав и унижение беременных женщин, рожениц и молодых матерей;
  • Задержания милицией тех, кто вызывает милицию в надежде на защиту свои прав, когда права нарушаются представителями власти;
  • Высокие штрафы, несмотря на то, что женщины в разводе, как правило, воспитывают и содержат своих детей;
  • Наличие списка запрещённых профессий, а также квоты и ограничения на определённые виды учёбы (например, в академии МВД).

Это – далеко не полный список «находок» мониторинга и, несомненно, не все из этих нарушений – «специфически женские». Но специфическими являются или диспропорциональное количество женщин среди переживших эти виды нарушений, или те последствия, которые испытали на себе женщины.

Анжелика Калатозишвили (слева) и Ольга Майорова

Да, Евгении Ивановой не удалось быстро и сухо огласить весь список. Потому что у каждой женщины наболело, и каждой нужно было высказаться. Да, эмоции порой зашкаливали. Но это было замечательно, потому что есть кому высказаться. Есть организация, которая реально помогает. И маленькая девочка Эльвира сидела рядышком со своей мамой именно потому, что есть такая солидарность. И Галина Логацкая рассказывала о том, как пережила помещение в психиатрическую клинику тем, кто сам прошел через унижения и пытки.

Презентация мониторинга стала очень живым событием — и констатацией фактов, и тренингом, и возможностью высказаться, и планированием будущей работы. И ещё знакомством со многими хорошими людьми.

Честно признаюсь. Это была ещё и самая громкая и эмоциональная презентация из всех виденных мной в жизни. И при этом наиболее позитивная. Ведь власть упрямо не хочет понимать  простой вещи — она уже практически довела ситуацию до того, что дальше ей запугивать людей уже нечем. Психиатричка? Была. Ребёнка забирали? Ещё как! Избивали? Не стеснялись. Имущество конфисковывали? Сколько угодно. Доводили до самоубийства? Вы все знаете, что да.

Господа власть, вы хотите довести людей до желания взять в руки автомат? Да уже довели. Вы не оставляете вот этим конкретным женщинам надежды на праведный суд и справедливость. И, как ни парадоксально, единственной вашей надеждой остаются та самая оппозиция, то самое гражданское общество, которое вы выдираете с корнем. Только они говорят о необходимости правового решения проблем. Если вы надеетесь подменить этот живой разговор имитацией выборов и созданием псевдооппозиционных движений для продажи иллюзии реформ Западу, то не пройдёт. Это лекарство для наружного применения. Вы смазываете чайным отваром глубокий гнойник. И вскрыть самостоятельно вы его уже не сможете. А нам пока остаются солидарность и усилия направить ситуацию в мирное русло.

Вчера Евгения сказала замечательную фразу: «Мы сильнее вместе мирно, чем один с пистолетом».

Поэтому один из планов — создание специальной группы с участие психолога, для обучения контролю над своими эмоциями и приемам психологической (само)поддержки.

Евгения Иванова

Господа из Фейсбука, вы часто, чтобы заставить замолчать, обвиняете женщин в сумасшествии. Эта презентация предложила другую интерпретацию происходящего с измученными борьбой, но не отступающими женщинами: «Это не вы сходите с ума, вы нормально реагируете на сумасшедшую среду». Благоразумные, сильные, грамотные мужчины! Если можете — помогайте. Если удобней сидеть, держа руки на клавиатуре, то хотя бы не мешайте и уважайте усилия тех, кто делает реальную работу. И да, результат этой работы можно потрогать, увидеть и услышать. Ещё один список, последний. Но за ним труд и стрессы сотен людей. Это то, что реально делает «Наш Дом»:

  • Газеты, буклеты, статьи, доступ к «живым» интервью, информирование.
  • База данных о нарушениях прав женщин в Беларуси.
  • Исследования.
  • Альтернативные отчёты по правам человека для международных структур.
  • Архив современной социально-политической истории Беларуси.
  • И самое важное лично для меня — конкретная помощь конкретным людям.

Именно этих людей я вчера слышала и видела. Увидьте их и вы, господа из власти и господа из Фейсбука.

Ольга Майорова


По вопросам, связанным с проведением и результатами мониторинга, связывайтесь, пожалуйста, с Евгенией Ивановой ([email protected]) или Ольгой Карач ([email protected]).

Евгения Иванова